3 июля 2020
Входная группа стадиона «Монолит» снесена… Снос произведён с особым цинизмом – снесены только выявляемые полукруглая входная колоннада и фасад северо-западной трибуны с центральным портиком и завершающей его квадратной в плане ротондой. Снесли то, что никоим образом не могло бы помешать строительству нового спортивного комплекса. Украсить – да, помешать – нет.
Я предчувствовал, что это может произойти. В сопроводительном письме к заявлению о выявлении, обращаясь к председателю комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области А.Ю. Баженову, я писал:
«В связи с печальным опытом сноса выявляемых объектов культурного наследия прошу Вас принять все необходимые меры по сохранению объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия «Ансамбль входной группы стадиона «Монолит». Выражаю искреннюю надежду на то, что Вы не допустите сноса выявляемого объекта культурного наследия».
Но далеко не всем надеждам суждено сбываться.
Сейчас мне будут говорить: «Мы сделали, что могли. Мы не хотели сноса, мы даже не стали дожидаться положенных по закону 90 дней на определение историко-культурной ценности объекта, мы вынесли этот вопрос на ближайшее заседание научно-методического совета, которое состоится 10 июля. Это не мы подлецы, подлецы те, кто снёс». И на это у меня есть только один ответ: «С чьего молчаливого (хотя, скорее всего, это, разумеется, обсуждалось) согласия эта подлость была совершена?»
С момента подачи заявления о выявлении объект приобретает статус объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия. Он должен быть внесен в соответствующий список, который обязан быть в каждом региональном органе госохраны ОКН. И до момента выявления, либо отказа в выявлении, согласно п. 1 ст. 36 Федерального закона 73-ФЗ, нельзя проводить никаких работ на территории, где находится объект, обладающий признаками объекта культурного наследия. Тем более – сносить его.
Но командир сказал снести, и бравая команда исполнителей из профильного комитета разворачивает юридическую казуистику под оправдание сноса. Заметьте – не пытаются спасти наследие, за что, собственно, и получают приличную зарплату из бюджета, а пытаются найти юридические лазейки для сноса. Так было при господине Ломове, с чьего ведома были снесены царицынские винные склады и старейшее урюпинское здание, так продолжается и при господине Баженове, который отказывается признать объектами культурного наследия камышинские дореволюционные здания и с чьего ведома сносится входная группа стадиона «Монолит».
Преемственность, уже не способная удивить, тем более, что штат исполнителей, набранный Ломовым, в полном составе перешёл к новому председателю комитета. Не произошло никаких изменений и в общественном совете, который был набран ещё при Гепфнере с одной целью – выражать полное одобрение действиям чиновников.
Не знаю, захочет ли Александр Юрьевич Баженов теперь со мной встречаться, но это уже не моя проблема, не встречался же со мной Ломов более двух лет, я привык работать без помощи госорганов. Но искренне говорю – жаль. Была хорошая возможность конструктивного сотрудничества. Но выбор был сделан явно неконструктивный.
Шанс воссоздать входную группу остался. Её архитектор — доктор архитектуры, профессор, академик Российской Академии архитектуры и строительных наук Ю.П. Бочаров жив, его архивы – тоже.
В. Котельников