Региональный каталог ОКН

Братская могила советских летчиков И.Н. Дворецкого и Г.П. Солодовникова, погибших в период Сталинградской битвы, Еланский район, с. Водопьяново

Воинское
захоронение

Адрес объекта

Российская Федерация, Южный федеральный округ, Волгоградская область, Еланский район, с. Водопьяново, кладбище
51.038157,43.871701

Основные сведения об объекте

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Номер в ЕГРОКН
    341711132730005
  • Кадастровый номер
    -
  • Собственность
    -
  • Отв. организация
    -
  • Год создания
    15.10.1942 г.
  • Автор(ы)
    -
  • Статус охраны
    Охраняется государством
  • Состояние
    Нет данных

Документы по охране объекта

Историческая справка

Водопьяново — село в Еланском районе Волгоградской области России, в составе Березовского сельского поселения.

В 1928 году Водопьяново включено в состав Еланского района Камышинского округа (упразднён в 1930 году) Нижне-Волжского края (с 1934 года — Сталинградского края, с 1936 года — Сталинградской области[1];[2].  В 1953 году Лиходеевский, Водопьяновский и Ерешковский сельсоветы были объединены в один Лиходеевский, центр село Лиходеево, однако в списке населённых пунктов 1964 года значится в составе Терновского сельсовета. В 1982 году село Водопьяново было передано из Терновского сельсовета в Березовский[3].

В период Великой Отечественной войны Приказом народного Комиссара Обороны Союза ССР 3 декабря 1941 г. № 00115752 сформирован тяжелобомбардировочный авиационный полк в составе 20 кораблей ДБ-3Ф.

752-й авиационный полк Дальнего действия преобразован 27 марта 1942 года на основании Приказа НКО №00115 от 3 декабря 1941 года на аэродроме Кирсанов из 98-го дальнего бомбардировочного авиационного полка (2-го формирования).

С 27 марта 1942 года по февраль 1943 года дислоцировался в г. Кирсанов Тамбовской области.

Во время Сталинградской битвы боевые действия фронтов, в особенности Калининского (командующий генерал-полковник И. С. Конев) и Западного (командующий генерал армии Г. К. Жуков), серьезно затруднили осуществление планов противника на Сталинградском фронте, где фашистским войскам не хватало резервов, которые приходилось перебрасывать из глубоких тылов, на что уходило много времени.

С 3 по 9 сентября 1942 года, войска Сталинградского фронта предприняли наступление в районе Кузьмичи, и, хотя прорыв линии фронта не был осуществлен, задача отвлечения на себя значительной части наземных войск и авиации противника от центрального направления была выполнена.

Авиация дальнего действия (АДД) активно поддерживала наступление советских войск, бомбардируя вражеские боевые порядки на поле боя в районе Кузьмичи, Городище, Гумрак, Воропоново, противодействуя подвозке резервов и держа под ударами переправы через Дон на участке Вертячий — Калач, нарушала железнодорожные перевозки противника, бомбардируя железнодорожный узел Лихая и станцию Карповская, уничтожала самолеты и разрушала летные поля на аэродромах Суровикина, Обливская, Сысойкин. Только с 3 по 13 сентября АДД сделала 1259 самолетовылетов.

752-й авиационный полк Дальнего действия участвовал в обороне Москвы, Ленинграда, в Сталинградской битве, на Курской дуге, в боях за освобождение районов Российской Федерации, Украины, Белоруссии, Молдавии, прибалтийских республик.

На вооружении полка с 27 марта 1942 года по 26 марта 1943 года состояли Ил-4 (ДБ-3).

Ил-4 – двухмоторный дальний бомбардировщик, разработанный ОКБ-240 под руководством С.В. Илюшина. Техническая характеристика: экипаж 4 человека – летчик-командир экипажа, штурман стрелок передней установки, стрелок-радист средней установки (башенный стрелок), стрелок люковой установки. А.И. Молодчий, летчик, дважды герой Советского Союза дал такую характеристику этому самолету: «Автопилота на самолете нет, а по своей природе Ил-4 не устойчив, каждую секунду норовит завалиться в крен, уйти от курса, задрать или опустить нос. Нужно беспредельно крутить штурвал, чтобы самолет летел в заданном режиме… Ил-4 даже без бомб днем при хорошей видимости непросто поднять в воздух. Взлет считался одним из самых сложных элементов полета».

Сложным для 752-го авиационного полка стал период Сталинградской битвы. В преддверии контрнаступления под Сталинградом дивизия стала «обрабатывать» цели в полосе юго-западного фронта. Бомбардировкам 752-го авиационного полка дальнего действия подвергались железнодорожные узлы Миллерово и Лихая, аэродромы Тацинская, станции Острогожск, Богучар, Чертково. С началом контрнаступления и после окружения войск противника в районе Сталинграда действия авиации были направлены на прекращение работы «воздушного моста» противника и срыв попыток прорыва внешнего и внутреннего колец окружения, созданного войсками Сталинградского и Юго-западного фронтов.

Многочисленные полеты в глубокий тыл противника требовали от летчиков огромных физических и моральных усилий. Полеты нелегко было выполнять, имея на борту только самые элементарные авиаприборы – компас, указатель скорости и высотомер. Система подготовки к такого рода вылетам была следующей: как правило, за день до вылета на цель авиаполки садились на аэродромы Подскока, где было организованно надежное прикрытие зенитной артиллерией и патрулирующими в воздухе истребителями. Летные экипажи до малейших деталей выполняли навигационные бомбардировочные расчеты, а инженерно-технический состав проводил предполетный осмотр материальной части, который заканчивался полной заправкой самолетов горючим и ввертыванием взрывателей бомб. Взлетать приходилось с аэродромов ограниченных размеров при высокой температуре наружного воздуха в летнее время, что отрицательно сказывалось на мощности двигателей.

Время самых продолжительных полетов в авиации дальнего действия составляло 12 часов: около 6-ти часов до цели, время выполнения задания, около 6-ти часов обратно. Самым тесным местом в Ил-4 было место летчика. Он в него был просто «влит». Штурман имел пространство больше, он мог ползком передвигаться в носовом фонаре, например, до пилота. Больше всего пространства имел стрелок в хвостовой части самолета. Но отстреливался он, только лежа через открытый выходной люк в днище фюзеляжа. Стрелок-радист был весь полет подвешен на ремнях, «крутясь во все глаза». В таком тяжелом состоянии экипаж летел 12 часов.

Бомбовая нагрузка Ил-4 во внутреннем бомбоотсеке составляла, как правило, 10 стокилограммовых бомб. Кроме того, на внешних подвесных бомбардировщик мог нести либо одну 500-килограммовую или две 250- килограммовых бомбы, если не подвешивались дополнительные баки с горючим. Набор бомб зависел от характера задания. Взрыватель бомбы был защищен накрученной на него многолопастной вертушкой, которая в свою очередь, фиксировалась вилкой с тросиком, свободным концом, закрепленным к самолету. Когда бомба сбрасывалась, а это, как правило, было на многокилометровой высоте (3-6 км), то тросик выдергивал вилку, бомба становилась готовой выполнять предназначенную ей роль. Посадки с полным боекомплектом случались, но крайне редко, если над целью была непогода. Руководство дальней авиации проявляло заботу о своих экипажах, если те оказывались сбитыми над вражеской территорией, принимались меры по их розыску, прежде всего, через партизан. В ходе Сталинградской битвы на этапе контрнаступления 752-й авиационный полк дальнего действия потерял пять самолетов[4].

В ночь с 15 на 16 октября 1942 года самолет 752-авиаполка дальнего действия после бомбардировки расположения немецких войск в районе Сталинграда возвращался на базу, на маршруте началось обледенение самолета, отказали двигатели. Самолет упал на границе сел Водопьяново и Терновое. Командир экипажа летчик А.И. Баринов остался жив, а его друзья штурман, старший лейтенант И.Н. Дворецкий и старший сержант Г.П. Солодовников погибли. Жители села Водопьяново похоронили погибших на кладбище около своего села[5].

26 марта 1943 года Приказом НКО № 137 на аэродроме Липецк-1 752-й авиационный полк Дальнего Действия переименован в 10-й Гвардейский авиационный полк Дальнего Действия[6].

18 сентября 1943 Указом Президиума Верховного Совета СССР за мужество и отвагу, проявленные личным составом в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, полк награжден орденом Красного Знамени.

За отличия в Сталинградской битве Приказом Народного Комиссара Обороны СССР № 137 от 17 мая 1944 г. полку присвоено наименование «Сталинградский».

Боевые полеты авиации дальнего действия получили высокую оценку командования. Многие из авиаторов были награждены орденами, медалями.

По информации райвоенкомата на 2014 год в «Братской могиле советских летчиков Дворецкого И.Н. и Солодовникова Г.П., погибших в период Сталинградской битвы», 15.10.1942 г., расположенной по адресу: Волгоградская область, Волгоградская область, Еланский район, с. Водопьяново, кладбище, захоронены ст. лейтенант Дворецкий Иван Нилович, 1914 года рождения и ст. лейтенант Солодовников Григорий Петрович, 1914 года рождения. 15 октября 1942 года, возвращаясь с боевого задания, в результате обледенения и отказа обоих двигателей разбился самолет 752-го авиаполка дальнего действия, базировавшегося в г. Кирсаново Тамбовской области. Самолет упал на границе сел Водопьяново и терновое. Командир экипажа ст. лейтенант Баринов А.И. успел покинуть самолет с парашютом, в результате приземления получил травмы и некоторое время находился на излечении в Еланской больнице, после чего снова вернулся на фронт. Штурман самолета ст. лейтенант Дворецкий И.Н. и ст. лейтенант Солодовников Г.П погибли. Погибших летчиков похоронили в братской могиле на кладбище с. Водопьяново.

[1] С 1954 по 1957 год Еланский район входил в состав Балашовской области

[2] История административно-территориального деления Сталинградского (Нижневолжского) края. 1928—1936 гг.: Справочник / Сост.: Д. В. Буянов, Н. С. Лобчук, С. А. Норицына. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. — 575 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-90608-102-5.

[3]2.15. Еланский // История административно-территориального деления Волгоградской (Сталинградской) области. 1936—2007 гг.: Справочник. в 3 т. / Сост.: Д. В. Буянов, Т. И. Жданкина, В. М. Кадашова, С. А. Норицына. — Волгоград: Перемена, 2009. — Т. 1. — ISBN 978-5-9846166-8-3.

[4] ЦА МО РФ, фонд 205662, опись 2, дело 21.

[5] ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 1362, л. 24.

[6] «Все истребительные авиаполки Сталина». Владимир Анохин. Михаил Быков. Яуза-пресс. 2014.