Братская могила советских летчиков, погибших в период Сталинградской битвы, на выезде из города Калач-на-Дону

Адрес объекта
geo%3A48.698385%2C43.461868
Российская Федерация, Волгоградская область, Калачёвский район , Калач-на-Дону, на выезде из города Калач-на-Дону, правый берег Дона

Карточка объекта

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Код объекта
    341710833020005
  • Год постройки
    1942 г.
  • Авторы
    Нет данных
  • Статус охраны
    Под охраной государства
  • Сocтояние
    Нет данных
  • Паспорт объекта
    Отсутствует

Описание объекта

Историческая справка

17 июля 1942 г. в большой излучине Дона состоялся бой частей 62-й армии с передовыми отрядами немецких войск. Противнику пришлось развернуть пять дивизий из четырнадцати и затратить шесть суток, чтобы подойти к главной полосе обороны войск Сталинградского фронта. Однако под натиском превосходивших сил противника советские войска были вынуждены отходить на новые, слабо оборудованные и необорудованные рубежи.

К концу июля обстановка на Сталинградском направлении продолжала оставаться очень напряженной. Немецкие войска глубоко «обхватили» оба фланга 62-й армии, вышли к Дону в районе Нижне-Чирской, где держала оборону 64-я армия, и создали угрозу прорыва к Сталинграду с юго-запада.

Летом 1942 г. полностью или частично войсками противника было оккупировано 14 районов Сталинградской области, а 22 прифронтовых района подверглись воздушным бомбардировкам и артиллерийскому обстрелу. Калачевский район был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками с 29.08.1942 по 23.11.1943 гг.

31 июля с юго-запада к Сталинграду устремилась 4-я танковая немецкая армия. Гитлеровская авиация, поддерживая наступление 4-й танковой армии, производила ежедневно до тысячи боевых вылетов. Наши войска в те дни поддерживала 8-я воздушная армия, которой командовал генерал Тимофей Тимофеевич Хрюкин, полки 102-й истребительной авиационной дивизии противовоздушной обороны и с севера — 16-я воздушная армия. Истребители были крайне нужны для прикрытия переправ через Дон в районе Калача. С утра и до вечера шли к Калачу волны Ю-88, Хе-111 и Ю-87 под прикрытием истребителей. Кроме этого, над Калачом в воздухе постоянно висели группы «мессершмиттов», которые связывали боем наших истребителей, затрудняя нашим летчикам атаки по «хейнкелям» и «юнкерсам». Явное преимущество противника в воздухе летчики могли лишь отчасти компенсировать интенсивностью боевых вылетов. Это означало, что на каждого летчика в те дни легли многократно увеличенные нагрузки. Это было только начало тяжелейших многомесячных боев в небе Сталинграда.

Калач для немцев казался стратегически выгодным пунктом для накопления сил и удара по Сталинграду с запада. В Калаче действовал мост через Дон, после форсирования которого до Сталинграда оставалось всего 75 километров открытой степи. Наше командование, понимая это, стремилось не допустить форсирования противником Дона.

Прикрытие переправ осуществляли, эшелонируясь по высотам, что давало советским малочисленным группам летчиков максимальную свободу маневра. Однако неравенство сил было слишком очевидным. Сказывалось и то, что наши бойцы имели здесь дело с хорошо обученными немецкими летчиками, поэтому бои были очень тяжелыми. Для многих молодых летчиков, которые начинали воевать под Сталинградом, первый боевой вылет часто становился последним. Гитлеровские асы не прощали даже малейшей оплошности в воздухе и не оставляли времени для приобретения боевой формы. Но вместе с тем выявилось и другое: к лету сорок второго года в поредевших и измотанных беспрерывными боями полках уже образовались группы летчиков-истребителей, которые не только ни в чем не уступали гитлеровским асам, но и, безусловно, превосходили их во всем, что касалось индивидуального мастерства. В каждом полку таких летчиков было немного, но, тем не менее, гитлеровцы уже почувствовали их силу. В начале сентября гитлеровцы вышли к внутреннему оборонительному обводу Сталинграда. Ожесточенные бои не прекращались ни на земле, ни в воздухе.

В ходе оборонительных сражений на подступах к Сталинграду вермахту были нанесены огромные потери. План немецкого командования на лето 1942 г. оказался сорванным. Советские войска при этом также понесли большие потери в личном составе – 644 тыс. человек, из них безвозвратные – 324 тыс. человек, санитарные 320 тыс. человек.

В результате опроса жителей, очевидцев воздушных боев над г. Калач, архивных сверок и поисковых работ Калачевских, Суровикинских, Клетских поисковых групп были установлены имена погибших летчиков:

— лейтенант Александр Иванович Логвинов (погиб 02.08.1942 года у с. Мариновка);

— майор Константин Герасимович Гаряга (погиб 26.07.1942 года у хутора Суханов):

— штурман Михаил Васильевич Березин (погиб 26.07.1942 года у хутора Суханов).

Перезахоронение останков воинов состоялось 30 июня 1985 года. В 1987 год студентами Волгоградского института инженеров городского хозяйства была обстроена площадка, выложена кирпичом мемориальная доска, установлено три флагштока.

Братская могила советских летчиков, погибших в период Сталинградской битвы, расположена на выезде из г. Калач-на-Дону. По информации на 2014 год в братской могиле захоронены известных военнослужащих — 3. Памятник представляет собой тумбу высотой 1 м.

Актуальность информации
Последнее изменение данных об объекте: 21 апреля, 2022 в 8:47
Поделитесь этой страницей: