Региональный каталог ОКН

Братская могила советских воинов, погибших при восстановлении ж.д. моста через р. Дон, Калачёвский район, х. Логовский

Воинское
захоронение

Адрес объекта

Российская Федерация, Южный федеральный округ, Волгоградская область, Калачёвский район, х. Логовский, ул. Спортивная 16а
48.424424,43.363709

Основные сведения об объекте

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Номер в ЕГРОКН
  • Кадастровый номер
    -
  • Собственность
    -
  • Отв. организация
    -
  • Год создания
    1943 г., 1949 г.
  • Автор(ы)
    -
  • Статус охраны
    Охраняется государством
  • Состояние
    Нет данных

Документы по охране объекта

Историческая справка

В июле 1942 года началось наступление южной группировки 6-й германской армии, наносившей удар из района Обливская, Верхне-Аксеновская на Калач. 51 армейский и 24 танковый немецкие корпуса стремились прорваться к переправам через реку Чир, выходя к 62-й и 64-й армиям Сталинградского фронта.

Окрестности хутора Верхнечирского стали ареной ожесточенных и кровопролитных боев. Началом боевых действий на левой стороне нижнего течения реки Чир можно считать 24 июля 1942 года, когда 112-я стрелковая дивизия с десятью танками КВ 137-й танковой бригады, находившаяся после ночного перехода в районе хутора Логовского (станция Ложки), перебазировалась по железнодорожному мосту через Дон и развернулась на рубеже обороны от хутора Старомаксимовского до хутора Рычковского.

Мост через Дон (Чирской) охранялся 80-м отдельным зенитно-артиллерийским дивизионом ПВО (ОЗАД). 27 июля 1942 года на мост был совершен налет немецкой авиации, при котором погиб первый орудийный расчет – командиры орудий П.З.Сиянко, В.Р.Казачок, рядовые А.Ф.Лапта, И.К.Павленко, ефрейтор П.В.Рыбалко, пулеметчики Е.Я.Иванова, П.С.Захаров, командир отделения сержант И.Ф.Федоренко и другие. Погибшие были похоронены у станции Ложки, на поле в 120 метрах в сторону реки.

До 6 августа 1942 года немцы вели танковые атаки с целью захватить мост. 6 августа фашистское командование 6 армии предприняло мощное наступление танковых частей при поддержке авиации. Советские части вынуждены были оставить рубеж и отступить. При отступлении мост был взорван советскими подразделениями. Погибшие при защите моста бойцы были похоронены в братских могилах в хуторе Немки и поселке Красный Дон.

В период строительства Цимлянского водохранилища хутора были затоплены, и братские могилы перенесены на окраину хутора Логовского у кладбища.

После освобождения от оккупации в декабре 1942 года было принято решение о срочном восстановлении моста через Дон для переброски войск на запад. Ложкинский, или Чирский, мост через реку Дон около города Калач-на-Дону на перегоне Ляпичев — Рычково, гитлеровцы, отступая, уничтожили полностью: 11 пролетов, общей длиной 725 метров. На возрождение стратегически важного моста было отведено 52 дня.

Руководили строительством Черкесов Андрей Михайлович, начальник мостового отдела и инженер-начальник мостопоезда №29 Васильев Александр Антонович. Инженеры Васильев, Чежин и Цветков спроектировали консольный кран специально для восстановительных работ с учетом возможности его изготовления средствами мостопоезда. Применение крана, выполненного за 20 дней, ускорило возведение моста.

Работы велись в сложных условиях, стояла суровая зима. Когда мост был почти полностью восстановлен, гитлеровцы снова разрушили его. К 19 февраля было закончено восстановление пролетов с 6 по 10. На пролетах 2 и 3 шла сборка пролетных строений.

6 марта 1943 года, во время испытания обкаточным паровозом вновь восстановленного моста, был очередной налет вражеской авиации. Была разрушена 9 опора. В воду рухнули два 55-метровых пролета. От бомбежки погибло 102 человека, в том числе начальник мостопоезда №29 А.А. Васильев. А.М. Черкесов был тяжело ранен и 9 марта скончался в госпитале. Похоронили погибших на месте гибели на берегу у моста.

Несмотря на большие разрушения и людские потери, мост через Дон был восстановлен в кратчайшие сроки, через 16 суток по нему уже пошли эшелоны на запад. Он стал первым крупным сооружением, восстановленным в Великую Отечественную войну.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5.11.1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Черкесову А.М. и Васильеву А.А. присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и медали «Серп и Молот» (посмертно).

Братская могила строителей, погибших в 1943 году, была перенесена в центр хутора Логовский в 1949-1950 годах при возведении Цимлянской ГЭС и водохранилища. На обелиске, установленном в то же время, написано: «Здесь похоронены Герои Социалистического Труда А. А. Васильев и A.M. Черкесов».

Рядом появилось еще одна братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, с обелиском, на котором установлена мемориальная доска белого цвета с надписью: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободы и независимость нашей Родины 1942-1943 гг.» (рассматриваемый объект культурного наследия). Первоначальные захоронения из хуторов Немки, Ермохинский, Демкин, поселков Красный Дон, Красноармейский были перенесены в хутор Логовский в 1950-1952 годах. По данным учетной карточки воинского захоронения, обелиск был сооружен в 1950 году, по данным паспорта объекта культурного наследия – в 1961 году после перезахоронения останков воинов на существующее место от Логовского кладбища.

До начала 1990-х годов между обелисками располагалось захоронение с надгробной плитой, могильным холмом и мраморными досками с именами погибших в июле 1942 года 15 бойцов 80 ОЗАД и расположенными правее, установленными в 1975-1980 годах, 8 мемориальными досками на металлических столбах с 60 именами бойцов 80 ОЗАД и строителей моста, погибших в 1942-1943 годах. На двух верхних досках был высечен текст: Вечная слава героям, павшим смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны 1942-1943» и размещены две лавровые ветви.

В 2009 году все могильные холмы были выровнены с землей, между обелисками была установлена гранитная стела с именами погибших, у подножия которой помещена плита из черного гранита с надписью: «Вечная слава героям, павшим смертью храбрых в годы Великой Отечественной войны 1942-1943 гг.». На гранитной стеле указаны имена 327 человек – советских воинов и гражданского населения, погибших в годы Великой Отечественной войны.

В 2020 году были увековечены имена еще 125 бойцов, погибших во время Сталинградской битвы и первоначально захороненных в хуторе Немковском Нижне-Чирского района, а после затопления перенесенных в хутор Логовский. Имена указаны на двух табличках, расположенных по сторонам от гранитной стелы. В северо-западном углу участка установлен памятный знак в виде фрагмента конструкций железнодорожного моста через реку Дон на постаменте.

Захоронение было перенесено в 1949-1950 годах из зоны затопления водами Цимлянского водохранилища. Над захоронением установлен надгробный памятник в виде стелы в форме усеченной пирамиды. Автор памятника неизвестен.

В паспорте объекта культурного наследия МК СССР от 15.11.1990 оба объекта культурного наследия представлены под одним наименованием как единый памятник: «Братская могила Советских воинов и строителей, среди которых Герои Социалистического труда Черкесов А.М. и Васильев А.А.», и дается их общая датировка: 1942-1943 гг., 1950-1951 гг. — перезахоронение.

Учетная карточка воинского захоронения представлена только для объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы». При этом в описании памятника даны оба обелиска и гранитная стела между ними. Приведены списки захороненных в количестве 121 человека.