Региональный каталог ОКН

Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, Арчедино-Чернушенский

Воинское
захоронение

Адрес объекта

Российская Федерация, Южный федеральный округ, Волгоградская область, Фроловский район, х. Арчедино-Чернушенский, центр
49.871610,44.166886

Основные сведения об объекте

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Номер в ЕГРОКН
    341711123470005
  • Кадастровый номер
    -
  • Собственность
    -
  • Отв. организация
    -
  • Год постройки
    1942-1943 гг., 1960 г.
  • Автор(ы)
    -
  • Статус охраны
    Охраняется государством
  • Состояние
    Нет данных

Документы по охране объекта

Историческая справка

Арчеди́но-Черну́шинский — хутор во Фроловском районе Волгоградской области России, входит в Арчединское сельское поселение. В исторических источниках встречаются и другие названия населённого пункта: хутор Арчадино-Чернушенский, слобода Арчадино-Чернушенский, посёлок Чернушенский.

В период Сталинградской битвы в августе 1942 г. на станцию Арчеда прибыли войска из резерва Верховного Главнокомандующего, а также с других фронтов (173, 221, 116,24, 308 – я стрелковые дивизии).

Во время Великой Отечественной войны в 1941 году в х. Арчеди́но-Черну́шинский — организована Арчедино — Чернушенская МТС, механизаторы которой обслуживали хутора Дудаченский, Русско-Осиновский (Фроловский район), Погожья Балка, пос. Ольховка (Ольховского района).

В декабре 1942 г. в целях усиления войск Донского фронта северо-западнее Сталинграда сосредотачиваются части 1-й гвардейской армии под командованием генерал – лейтенанта Р. Я. Малиновского. Разгрузка производилась на станциях Иловля, Арчеда, Калинино, Липки, Качалино, разъездах Тишкин, 536 – й километр.

Во время Сталинградской битвы большой вклад в победу внес Арчединский ж/д узел, руководителем которого в то время был В. Бубнов.

Поистине героически трудились в те грозные дни арчединские железнодорожники. К осени 1941 года из строя вышла лучшая двухпутная магистраль страны Москва — Курск — Харьков — Ростов, эту работу стали выполнять железнодорожники Сталинградской и Юго-Восточной дорог.

Из-за недостатка угля зимой 1941 — 1942 года весь паровозный парк был переведён на жидкое топливо. Диспетчеры, дежурные по станции, составители поездов добивались чёткого продвижения поездов, проявляли особую бдительность при манёврах.

К марту 1942 года в депо усиленно работало более 80% бригад, а межпоездной ремонт сократили почти в четыре раза.

Железная дорога Арчединско — Поворинского направления явилась одной из основных линий, питавших всем необходимым Сталинградский и Донской фронты. Поэтому железнодорожные станции этого направления представляли для врага особый интерес, как важные узлы военных коммуникаций.

Наступление противника на Сталинград сопровождалось усиленной бомбардировкой с воздуха всех железных дорог, подходящих к Сталинграду.

Ожесточённой бомбардировке подверглись все станции Арчединского отделения дороги. Но под шквалом огня день и ночь ремонтировались железнодорожные пути, не прекращалось движение поездов – железнодорожники были на боевом посту[1].

Вечером 22 июля 1942 года на железнодорожный узел прибыл 228-й полк войск НКВД. На пограничников этого полка возлагалась охрана прифронтовой полосы, частью которой к тому времени был Фроловский район.

После массированной бомбардировки 22 июня 1942 года арчединцы, совместно с бойцами и командирами, восстановили один из путей и в 4 часа утра 23 июля 1942 года в Сталинград вновь пошли поезда. 24 июля в 7 часов 17 минут налёт повторился. Фашисты бомбили станцию. Они буквально забросали зажигательными и фугасными бомбами г. Фролово, хотя здесь не было военных частей. Горели и рушились здания, рвались баки с горючим. Да не только станцию, гитлеровцы бомбили и жилые дома, здания бытового значения.

Большинство организаций и учреждений эвакуировались в хутора Грачи и Терновку. Работники железнодорожных служб, связанные с движением поездов, были переведены на казарменное положение.

На прикреплённые к локомотиву постоянные бригады во главе со старшим машинистом возлагалась ответственность за сохранение паровоза, как государственного имущества оборонного значения. Участие локомотивных бригад в ремонтных работах стало обязательным.

Условия работы требовали максимального сосредоточения в одних руках эксплуатационной работы железнодорожников, ибо это позволяло принимать быстрые решения по организации движения поездов, устранению повреждений устройств пути, сигнализации и связи, содержания подвижного состава. Этим задачам отвечало создание военно-эксплуатационных отделений. На личный состав этих формирований железнодорожников распространялись Устав и Законы Красной Армии.

Военно-эксплуатационное отделение № 122 было создано и на Арчединском отделении дороги. Подчинено оно было Сталинградскому фронту.

Основной эксплуатационной единицей явились созданные по решению НКПС во второй половине 1942 года и прошедшие боевое крещение на Арчединском ходу колонны паровозов особого резерва (ОРКП). Колонна паровозов состояла из роты, в которой было пять паровозов. Паровоз обслуживал взвод во главе со старшим машинистом. Важнейшим поездам присваивались литеры «Г», «К», «А». В колонны входили и вагоны-теплушки, оборудованные под жильё паровозных, кондукторских бригад и поездных вагонных мастеров. В распоряжение колонны выделялись передвижные мастерские., оборудованные в отдельном вагоне.

Чтобы увеличить производительность паровозов и сократить время на его экипировку, у тендера наращивались борта, устанавливались заправочные баки для мазута, во многих случаях цеплялись цистерны с водой.

Многие арчединские паровозные машинисты и их помощники, которые позже были работниками отделения паровозного хозяйства, работали на паровозах ОРКП, указывали профиль пути машинистам колонны, зачастую вместе с ними водили поезда к фронту[2].

После 23 августа 1942 года, когда противник вышел к Волге, в районе посёлка Рынок, подвоз боеприпасов, горючего и других необходимых материалов по железной дороге «Поворино — Сталинград — Саратов» был полностью прекращён. В связи с чем, Ставка выделила на железнодорожном участке Донского фронта станцию Качалино, куда поступали грузы из центра, а дальше подвоз осуществлялся автомобильным транспортом.

Трудовая хроника арчединских железнодорожников полна героизма, стойкости, самоотверженного труда. Прорыв сквозь бомбовый и артиллерийский огонь противника, одностороннее движение поездов, пакетный график и отправление поездов «караванами» с интервалами 10-15 минут, безотцепочный ремонт вагонов, отправление сдвоенных поездов, оперативные группы и многое другое было на их вооружении. На вооружении оперативных бригад были и скромные мешочки с деревянными пробками, в аварийных случаях ими заделывали пулевые и осколочные пробоины в паровозах и цистернах.

В апреле 1942 года начинаются работы на строительстве участка железной дороги Иловля — Камышин. И как только была возведена насыпь и уложены рельсы, 7 августа 1942 года, на участке Иловля — Петров Вал пошли поезда. Этот участок был включён в Арчединское отделение дороги. И если раньше воинские поезда на отделении шли друг за другом: сначала было одностороннее движение: на юг — с грузами, обратно – порожняк, то теперь широкое применение нашло кольцевое движение: Балашов — Поворино — Арчеда — Иловля — Петров Вал — Камышин — Балашов. Таким образом, пропускная способность увеличилась до 40 поездов в сутки. Отпала необходимость в резервных паровозах.

По новой линии только за август и сентябрь 1942 года удалось вывезти из зоны боевых действий 23 тысячи вагонов и 480 паровозов. Позднее, при подготовке контрнаступления для Донского фронта отправлено 154 эшелона с воинскими частями и снабженческими группами.

Во Фролово были созданы 5 эвакогоспиталей и 17 госпиталей располагались в сельских населенных пунктах, в том числе 1 в хуторе Грачи. Частично госпитали создавались на базе местных лечебных учреждений. Они не имели своих транспортных средств. В них наряду с военнослужащими работали и гражданские врачи.

Армейские и фронтовые госпитали являлись полевыми, подвижными. Они имели свой транспорт и палаточный фонд.

В период Сталинградской битвы на территории х Арчедино-Чернушинский располагался инфекционный госпиталь № 803 (август 1942 г. – декабрь 1942 г.).

Умерших от ран советских воинов хоронили в братских могилах.

По информации райвоенкомата на 2014 год в «Братской могиле советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», 1942-1943 гг., 1960 г., расположенной по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, Фроловский район, х. Арчедино-Чернушенский, центр, захоронено 28 известных военнослужащих, памятник установлен в 1960 году. Мемориальная надпись: «Вечная память Героям, павшим за свободу и независимость нашей Родины 1942-1943 гг.».

[1]Архивная справка: с 22 по 31 июля 1942 года на участке Арчединского отделения вражеская авиация совершила 195 налётов, сбросив 1138 бомб (архив МО СССР. Ф. Дон, Фр. 1942, оп.9722, 9, л. 480).

[2] Архивная справка: на Арчединском ходу работали ОРКП № 3, 4 и 10. Они перевезли за август — сентябрь 510 поездов. Работники колонн 232 раз подвергались бомбардировкам с воздуха и десять раз — артиллерийскому обстрелу. Военно-эксплуатационное отделение № 122 на станции Арчеда возглавил Владимир Николаевич Жёлудев, приехавший во Фролово из Лисок, где он работал начальником отделения движения Юго-Восточной железной дороги.