Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, Фролово, в парке у ж.д. вокзала

Адрес объекта
geo%3A49.766474%2C43.657182
Российская Федерация, Волгоградская область, Фроловский район, г. Фролово, в парке у ж.д. вокзала

Карточка объекта

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Код объекта
    341711123500005
  • Год постройки
    1942-1943 гг., 1964 г.
  • Авторы
    Нет данных
  • Статус охраны
    Под охраной государства
  • Сocтояние
    Нет данных
  • Паспорт объекта
    Отсутствует

Описание объекта

Историческая справка

Во время Сталинградской битвы г. Фролово стал стратегическим городом, поскольку через станцию Арчеда в сражающийся Сталинград шли эшелоны с пополнением, техникой и боеприпасами.

С первых дней Великой Отечественной войны ритм жизни г. Фролово и Фроловского района изменился. Рабочие паровозного депо рыли во дворе бомбоубежище, в кузнечном цеху изготавливали клещи для сбрасывания зажигательных бомб, коллектив перешел работать на 12 часовой рабочий день.

Многие фроловчане принимали участие в строительстве оборонительных сооружений на подступах к Сталинграду, в Калаче — на Дону и станице Ново-Григорьевской. С сентября 1941 г. по декабрь 1942 г здесь работало свыше 4-х тысяч фроловчан.

В 1941 г. во Фролово был создан истребительный батальон, который возглавлял начальник Фроловского районного отделения НКВД Руднянский Е. М. Бойцы батальона вели патрулирование города, железной дороги, проводили облавы, выявляли дезертиров, мародеров, диверсантов.

За годы войны во Фроловском районе было задержано 210 дезертиров, 3 немецких парашютиста, которые были сброшены с заданием осуществить диверсию на ж/д Арчеда-Сталинград.

10 декабря 1941 г. районе г. Фролово началось вторичное формирование 277-й стрелковой дивизии, которое завершилось 1 марта 1942 г. Дивизия принимала участие в Сталинградской битве.

В составе дивизии сформирован 846-й полк 277-й стрелковой дивизии. 1 марта 1942 г. артполку было вручено от трудящихся Фроловского района боевое Красное Знамя.

16 июля 1942 г. в районе Фролово сосредоточилась 21-я армия в составе 3 — х стрелковых дивизий и вошла в состав Сталинградского фронта. В конце июля армия приняла участок фронта вдоль Дона от г. Серафимовича до ст. Клетской.

С первых дней бомбежки, районное руководство дало указание всем организациям временно, ввиду опасности для жизни, эвакуироваться на окраины города и близлежащие хутора. Районные организации разместились в хут. Терновка, где пробыли 2 месяца, а затем в полном составе возвратились в город, разместившись на границе с хут. Грачи в частных домах и находились там до весны 1943 г.

В августе 1942 г. в связи с возможной оккупацией города во Фролово был создан партизанский отряд.

В августе 1942 г. на станцию Арчеда прибыли войска из резерва Верховного Главнокомандующего, а также с других фронтов (173, 221, 116,24, 308 – я стрелковые дивизии).

В декабре 1942 г. в целях усиления войск Донского фронта северо-западнее Сталинграда сосредотачиваются части 1-й гвардейской армии под командованием генерал – лейтенанта Р. Я. Малиновского. Разгрузка производилась на станциях Иловля, Арчеда, Калинино, Липки, Качалино, разъездах Тишкин, 536 – й километр.

Во время Сталинградской битвы большой вклад в победу внес Арчединский ж/д узел, руководителем которого в то время был В. Бубнов.

Поистине героически трудились в те грозные дни арчединские железнодорожники. К осени 1941 года из строя вышла лучшая двухпутная магистраль страны Москва — Курск — Харьков — Ростов, эту работу стали выполнять железнодорожники Сталинградской и Юго-Восточной дорог.

Из-за недостатка угля зимой 1941 — 1942 года весь паровозный парк был переведён на жидкое топливо. Диспетчеры, дежурные по станции, составители поездов добивались чёткого продвижения поездов, проявляли особую бдительность при манёврах.

К марту 1942 года в депо усиленно работало более 80% бригад, а межпоездной ремонт сократили почти в четыре раза.

Железная дорога Арчединско — Поворинского направления явилась одной из основных линий, питавших всем необходимым Сталинградский и Донской фронты. Поэтому железнодорожные станции этого направления представляли для врага особый интерес, как важные узлы военных коммуникаций.

Наступление противника на Сталинград сопровождалось усиленной бомбардировкой с воздуха всех железных дорог, подходящих к Сталинграду.

Ожесточённой бомбардировке подверглись все станции Арчединского отделения дороги. Но под шквалом огня день и ночь ремонтировались железнодорожные пути, не прекращалось движение поездов – железнодорожники были на боевом посту[1].

Вечером 22 июля 1942 года на железнодорожный узел прибыл 228-й полк войск НКВД. На пограничников этого полка возлагалась охрана прифронтовой полосы, частью которой к тому времени был Фроловский район.

После массированной бомбардировки 22 июня 1942 года арчединцы, совместно с бойцами и командирами, восстановили один из путей и в 4 часа утра 23 июля 1942 года в Сталинград вновь пошли поезда. 24 июля в 7 часов 17 минут налёт повторился. Фашисты бомбили станцию. Они буквально забросали зажигательными и фугасными бомбами г. Фролово, хотя здесь не было военных частей. Горели и рушились здания, рвались баки с горючим. Да не только станцию, гитлеровцы бомбили и жилые дома, здания бытового значения.

Большинство организаций и учреждений эвакуировались в хутора Грачи и Терновку. Работники железнодорожных служб, связанные с движением поездов, были переведены на казарменное положение.

На прикреплённые к локомотиву постоянные бригады во главе со старшим машинистом возлагалась ответственность за сохранение паровоза, как государственного имущества оборонного значения. Участие локомотивных бригад в ремонтных работах стало обязательным.

Условия работы требовали максимального сосредоточения в одних руках эксплуатационной работы железнодорожников, ибо это позволяло принимать быстрые решения по организации движения поездов, устранению повреждений устройств пути, сигнализации и связи, содержания подвижного состава. Этим задачам отвечало создание военно-эксплуатационных отделений. На личный состав этих формирований железнодорожников распространялись Устав и Законы Красной Армии.

Военно-эксплуатационное отделение № 122 было создано и на Арчединском отделении дороги. Подчинено оно было Сталинградскому фронту.

Основной эксплуатационной единицей явились созданные по решению НКПС во второй половине 1942 года и прошедшие боевое крещение на Арчединском ходу колонны паровозов особого резерва (ОРКП). Колонна паровозов состояла из роты, в которой было пять паровозов. Паровоз обслуживал взвод во главе со старшим машинистом. Важнейшим поездам присваивались литеры «Г», «К», «А». В колонны входили и вагоны-теплушки, оборудованные под жильё паровозных, кондукторских бригад и поездных вагонных мастеров. В распоряжение колонны выделялись передвижные мастерские., оборудованные в отдельном вагоне.

Чтобы увеличить производительность паровозов и сократить время на его экипировку, у тендера наращивались борта, устанавливались заправочные баки для мазута, во многих случаях цеплялись цистерны с водой.

Многие арчединские паровозные машинисты и их помощники, которые позже были работниками отделения паровозного хозяйства, работали на паровозах ОРКП, указывали профиль пути машинистам колонны, зачастую вместе с ними водили поезда к фронту[2].

После 23 августа 1942 года, когда противник вышел к Волге, в районе посёлка Рынок, подвоз боеприпасов, горючего и других необходимых материалов по железной дороге «Поворино — Сталинград — Саратов» был полностью прекращён. В связи с чем, Ставка выделила на железнодорожном участке Донского фронта станцию Качалино, куда поступали грузы из центра, а дальше подвоз осуществлялся автомобильным транспортом.

Трудовая хроника арчединских железнодорожников полна героизма, стойкости, самоотверженного труда. Прорыв сквозь бомбовый и артиллерийский огонь противника, одностороннее движение поездов, пакетный график и отправление поездов «караванами» с интервалами 10-15 минут, безотцепочный ремонт вагонов, отправление сдвоенных поездов, оперативные группы и многое другое было на их вооружении. На вооружении оперативных бригад были и скромные мешочки с деревянными пробками, в аварийных случаях ими заделывали пулевые и осколочные пробоины в паровозах и цистернах.

В апреле 1942 года начинаются работы на строительстве участка железной дороги Иловля — Камышин. И как только была возведена насыпь и уложены рельсы, 7 августа 1942 года, на участке Иловля — Петров Вал пошли поезда. Этот участок был включён в Арчединское отделение дороги. И если раньше воинские поезда на отделении шли друг за другом: сначала было одностороннее движение: на юг — с грузами, обратно – порожняк, то теперь широкое применение нашло кольцевое движение: Балашов — Поворино — Арчеда — Иловля — Петров Вал — Камышин — Балашов. Таким образом, пропускная способность увеличилась до 40 поездов в сутки. Отпала необходимость в резервных паровозах.

По новой линии только за август и сентябрь 1942 года удалось вывезти из зоны боевых действий 23 тысячи вагонов и 480 паровозов. Позднее, при подготовке контрнаступления для Донского фронта отправлено 154 эшелона с воинскими частями и снабженческими группами.

В г. Фролово по улицам Спартаковской и Народной был проложен обводной железнодорожный путь.

Через неделю после начала Великой Отечественной войны на территории Фроловского района стали действовать военные госпитали.

Одними из организаторов работы госпиталей были Вышеславцева Т. А., заведующая райздравотделом во время войны и Горштейн Л. А.

Во Фролово располагались военные госпитали: полевой подвижной госпиталь ППГ № 5191 (декабрь 1942 г.), военные госпитали № 1096 (станция Арчеда); № 2111 (станция Арчеда); эвакогоспиталь № 2359 (станция Арчеда май 1942 г. – декабрь 1942 г.); № 4952 (станция Арчеда, здание железнодорожной больницы февраль 1943 г.) и 17 госпиталей располагались в сельских населенных пунктах, в том числе 1 в хуторе Грачи. Частично госпитали создавались на базе местных лечебных учреждений. Они не имели своих транспортных средств. В них наряду с военнослужащими работали и гражданские врачи.

Армейские и фронтовые госпитали являлись полевыми, подвижными. Они имели свой транспорт и палаточный фонд.

В школе им. М. Горького на ул. Народной, и в школе им. В. Маяковского на углу улиц Комсомольская и Спартаковская располагался госпиталь № 2111, начальником которого был Девин Б. М. Госпиталь имел три отделения, вмещающие 1200 человек. В каждой палате размещались 20-30 коек, и даже был занят весь актовый зал. Госпиталь действовал на территории Фроловского района с 19.09.1941 г. по 22.06.1942 г. Лечащие врачи были из Фролово, Ленинграда, Киева. Главное здание было п-образное и во время бомбежки левое крыло было разрушено. Госпиталь вынужден был эвакуироваться в хут. Терновка, Амелино, а затем за Волгу.

В помещении школы № 20 находился госпиталь № 3252, начальником которого был Горштейн Лазарь Абрамович. Из воспоминаний Горштейна Л.А «Я получил предписание организовать во Фролово госпитали. Создавая госпитали, мы надеялись на помощь населения и не ошиблись. Люди помогали постельным бельем, ухаживали за ранеными. После налета фашистской авиации, наш госпиталь переместился в Луговую Пролейку…».

Умерших от ран советских воинов хоронили в братских могилах.

По информации райвоенкомата на 2014 год в «Братской могиле советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», 1942-1943 гг., 1964 г., расположенной по адресу: Волгоградская область, Фроловский район, г. Фролово, в парке у ж.д. вокзала, захоронено 2 известных военнослужащих, памятник установлен в 1964 году. Мемориальная надпись: «Железнодорожникам Арчединского узла, погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Надгробная надпись: «Здесь похоронены п/п комиссар Трофимов В.Т., зам. Начальника депо Воеводский М.М.».

[1]Архивная справка: с 22 по 31 июля 1942 года на участке Арчединского отделения вражеская авиация совершила 195 налётов, сбросив 1138 бомб (архив МО СССР. Ф. Дон, Фр. 1942, оп.9722, 9, л. 480).

[2] Архивная справка: на Арчединском ходу работали ОРКП № 3, 4 и 10. Они перевезли за август — сентябрь 510 поездов. Работники колонн 232 раз подвергались бомбардировкам с воздуха и десять раз — артиллерийскому обстрелу. Военно-эксплуатационное отделение № 122 на станции Арчеда возглавил Владимир Николаевич Жёлудев, приехавший во Фролово из Лисок, где он работал начальником отделения движения Юго-Восточной железной дороги.

Актуальность информации
Последнее изменение данных об объекте: 31 мая, 2022 в 11:52
Поделитесь этой страницей: