Региональный каталог ОКН

Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, Быковский район, х. Демидов

Воинское
захоронение

Адрес объекта

Российская Федерация, Южный федеральный округ, Волгоградская область, Быковский район, х. Демидов
49.229405,45.365031

Основные сведения об объекте

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Номер в ЕГРОКН
    341610726230005
  • Кадастровый номер
    -
  • Собственность
    -
  • Отв. организация
    -
  • Год постройки
    1942-1943 гг., 1969 г.
  • Автор(ы)
    -
  • Статус охраны
    Охраняется государством
  • Состояние
    Нет данных

Документы по охране объекта

Историческая справка

Историческая справка

Демидов — хутор в Быковском районе Волгоградской области Российской Федерации, административный центр Демидовского сельского поселения.

На территории Быковского района в годы Великой Отечественной войны стратегических боевых сражений не было. Хутор Демидов являлся прифронтовой зоной. Война здесь велась в небе.

10 августа 1942 года началось строительство в Заволжье нескольких аэродромов для 8-й Воздушной Армии.

8-я воздушная армия сформирована в соответствии с приказом Наркома обороны СССР от 9 июня преобразованием 13 июня 1942 года ВВС Юго-Западного фронта с прибывшими в их состав из резерва Ставки Верховного Главнокомандования авиационными дивизиями и полками. С момента образования входила в состав Юго-Западного фронта. В Сталинградской битве находилась в составе Юго-Восточного, затем (с 12 июля 1942 года) Сталинградского фронта.

В Сталинградской битве в период оборонительного сражения и контрнаступления 8-я Воздушная Армия прикрывала с воздуха и поддерживала войска Юго-Восточного фронта, с 12 июля 1942 года — Сталинградского фронта, во взаимодействии с 16-й, 2-й и 17-й Воздушными Армиями вела бои за господство в воздухе, участвовала в воздушной блокаде окружённой вражеской группировки, осуществляла авиационную поддержку Сухопутных войск при разгроме котельниковской группировки противника.

Один из аэродромов начали строить в лимане Тажи между хуторами Демидов и Столяров. На ровной, практически без растительности площади сооружали земляные заграждения для самолетов и зениток — капониры. Это подковообразные сооружения, достигавшие нескольких метров в высоту.

В начале сентября 1942 г. обстановка складывалась исключительно тяжелая и сложная. Даже небольшой дождь выводил полевой аэродром на солончаках из строя. Чтобы самолеты могли взлетать в сырую погоду начали прокладывать взлетно-посадочную полосу из кирпичей. Днем и ночью возили стройматериал из села Рахинка, где для этого была взорвана церковь. Подростки подвозили горючее для самолетов из соседнего села, заправляли снарядами пулеметные ленты. После работ в поле женщины возили на быках песок для взлетных полос.

Многие здания на хуторе были отданы военным. Школа — под столовую для личного состава. В доме рядом со взлетной полосой был лазарет, а санчасть располагалась в просторной хате Локтевых.

В период с 13 по 18 августа 1942 года 327-й БАО (Батальон аэродромного обслуживания) перебазировался в район Демидово и через два дня уже принял на обеспечение истребительские и штурмовые полки.

Штаб командования дивизии располагался в х. Столяров. Размещать личный состав полков и батальонов приходилось частично в домах колхозников, а таковых было всего 24, частично в кошарах, а то и под открытым небом.

К началу осени на аэродроме х. Демидов базировались бомбардировщики Пе-2, 284-го БАП (бомбардировочного авиационного полка) из 270-й БАД (бомбардировочной авиационной дивизии), 8-й ВА (воздушной армии).

В сентябре 1942 года, в период напряженных боев за Сталинград, летчики, базировавшиеся в хуторах Демидов и Столяров, совершили 179 самолетовылетов. Возвращались часто израненные, техника, что называется, — «в дырочку», без запасов горючего. В ненастную погоду ориентиром летчикам в Заволжской степи служила демидовская мельница. Иногда над хутором в небе завязывались неравные бои с немецкими самолетами.

3 сентября 1942 года 284 БАП совершил 21 самолётовылет: в 5.37 группой в количестве 9 Пе-2, ведущий группы командир полка, герой Советского Союза  майор Дмитрий Данилович Валентик (1907 г.р.), бомбардировали мотомехчасти и артиллерию противника в балке Конная (1,5 км северовосточнее Опытной Станции и оврагах восточнее п. Кузьмичи Городищенского района. Сопровождение Пе-2 вели хорошо 16 Як-7Б 4-го ИАП (истребительного авиационного полка, 288-й ИАД (истребительной авиационной дивизии). Все самолеты полка вернулись без потерь. В этот же день, в 15.35 под прикрытием истребителей Як-7Б, две эскадрильи в количестве 12 Пе-2 вылетели бомбардировать прорвавшуюся немецкую мотомехколонну на дороге Алексеевка, Ежовка и скопление противника в районе севернее Крутенький, Алексеевка, юго-западнее Ежовка, поставленная задача была выполнена. В районе цели наши самолеты были обстреляны зенитной артиллерией противника и атакованы 15 Ме-109ф. Атака была отражена огнём стрелков и двумя истребителями. Однако прикрытие истребителями велось плохо. Возвращаясь на свой аэродром, 284 БАП потерял три самолёта Пе-2. При перелете через р. Волга северо-восточнее Сталинграда истребителями противника был сбит самолёт, заводской номер 2705, экипаж самолёта: пилот сержант Василий Порфирьевич Обертий (1919 г.р.), штурман капитан Виктор Семёнович Маркин (1911 г.р.), стрелок-радист сержант Иван Никитович Портянко, в полном составе погиб. Самолёт, заводской номер 3/115, экипаж: пилот, командир 1АЭ капитан Павел Петрович Самсонов (1908 г.р.); штурман капитан Григорий Михайлович Прасс (1910 г.р.); начальник связи младший лейтенант Иван Иванович Бондаренко (1915 г.р.). В районе х. Демидов капитаном Прасс и стрелком-радистом другого самолёта Пе-2 (заводской номер 2704)  старшим сержантом Николай Петровичем Подгурским (1912 г.р.) был подбит Ме-109ф, который пошёл на посадку и был на земле сожжён сопровождающим истребителем Як-7Б 4-го ИАП 288-й ИАД лейтенанта Султана Амет-Хана (войну закончил дважды героем Советского Союза). При пролёте в районе Ленинска самолёт Самсонова был сбит, капитан Самсонов спасся на парашюте. Капитан Прасс погиб, парашют не успел раскрыться. Младший лейтенант Бондаренко был убит в кабине. Потеря третьего самолёта, заводской номер 2710, экипаж: командир звена младший лейтенант Георгий Иванович Олейников (1916 г.р.); штурман младший лейтенант Николай Иванович Ермолаев (1921 г.р.); стрелок радист старший сержант Москалёв. Самолёт был сбит при пролёте х. Демидов, штурман младший лейтенант Ермолаев спасся на парашюте, старший сержант Москалёв выпрыгнул на парашюте, парашют раскрылся поздно, Москалёв получил тяжёлые ушибы. Младший лейтенант Олейников поздно открыл парашют и разбился.

В этот же день младший лейтенант Михаил Антонов (1918 г.р.), из 4-го ИАП 288-го ИАД, в группе Як-7Б сопровождал пикирующие бомбардировщики Пе-2 из 284-го БАП 270-го БАД в район Городища. В районе цели группа была атакована «Мессершмиттами», которые сразу сбили 3 Як-7Б. Старшие лейтенанты Молчанов и Лебедев выпрыгнули с парашютами, а лейтенант Антонов совершил посадку в горящем самолете на поле вблизи хутора Столяров. Его пыталась спасти медсестра, она подбежала к месту крушения и в этот момент самолет взорвался. Летчик и медсестра погибли. Похоронены в х. Столяров. Фамилия медработника не установлена.

5 сентября 1942 года в глубокий тыл, на станцию Обливская, вылетел экипаж Петра Петровича Кондрашова (1913 г.р.) и младшего лейтенанта Василия Хоменко. Район станции был центром аэродромного узла фашистов. В воздухе беспрерывно патрулировали истребители противника, а с земли его прикрывала зенитная артиллерия. Но задание экипаж выполнил. Возвращаясь на свой аэродром; они приняли неравный бой над х. Демидов. Сбив один из вражеских истребителей, самолет Кондрашова загорелся. Экипаж не покинул горящий самолет, «тянул» машину к своему аэродрому. Севернее хутора Демидов «истребитель» врезался в землю и взорвался. На место крушения приехали военные, прибежали местные жители. После тщательного осмотра местности был найден обгоревший орден Красного Знамени, по номеру награды определили, — в числе погибших был капитан Петр Петрович Кондрашов.

Из воспоминаний полковника в отставке, бывшего комиссара первой авиаэкскадрильи Петра Егоровича Чурсинова: «Со времени гибели Петра Петровича Кондрашова прошло уже много лет. В моей памяти на всю жизнь остался след от общения с ним… Это был один из самых удивительно смелых, и умелых летчиков. К нам в полк он уже прибыл награжденным орденом Красного Знамени. Кондрашов был одним из самых опытных и смелых летчиков. Удивительно уравновешенный и спокойный, он даже в самые опасные моменты был невозмутимым. Молодым летчикам возле него было как-то спокойнее. Летал он великолепно. В день гибели он вылетел с аэродрома села Солдатско-Степное в глубокий тыл за линию фронта с целью разведки. Прикрытия истребителей с ним не было. Экипажу самолета пришлось вести бой с несколькими вражескими самолетами. Мы все переживали эту утрату».

Василий Павлович Хоменко, из украинского села Дидовщины, член КПСС, штурман звена, отличник боевой учебы, с первых дней на фронте. До войны у него была самая мирная профессия — учитель. Из письма В.П. Хоменко, которое он отправил своим родным из госпиталя в г. Астрахань: «Медкомиссией признан опять годным к летно-подъемной службе в рядах ВВС Красной Армии. Так что пройдет время — и опять на быстрокрылых машинах ринемся в бой, будем громить, уничтожать, мешать с землей коричневую сволочь, мстить им за Киев, Н. Волынск и другие советские города и села».

Экипаж старшего политрука Тимофея Беспалова и старшего лейтенанта Ивана Баева вылетел на боевое задание 14 сентября 1942 года с аэродрома с. С.-Степное. Это был уже 4-й боевой вылет экипажа в сутки на Сталинград. Выполнив боевое задание, крылатые ассы приняли неравный бой с семью «Мессерами». В какой-то момент советский истребитель был подожжен. Летчики выпрыгнули с парашютом, но в упор были расстреляны противником в воздухе. Их тела были привезены на подводе и похоронены в Денисовом саду х. Демидов.

Местные жители предали земле тела еще троих летчиков 8-й Воздушной Армии. Их боевая машина взорвалась над соседним хутором Гурки. В 1962 году останки защитников Сталинградского неба перезахоронили в могилу на окраине хутора Демидов, в Денисовом саду.

Добровольцем на фронт ушел Никола Дмитриевич Кузменок. 5 сентября 1942 году жители х. Демидов и не догадывались, кто спас их хутор от гибели, летчик отвел горящий самолет в сторону от хутора.

18 сентября 1942 года над х. Демидов разбился старший политрук – начальник воздушно-десантной службы 226-й штурмовой авиадивизии В.Д. Котляров, родом из Елани Сталинградской области.

4 октября 1942 года погиб при выполнении боевого задания, «сорвался в штопор» пилот Петр Седельников.

14 октября 1942 года убит при бомбардировке Юрий Ожиганов из Челябинска.

По информации райвоенкомата в «Братской могиле советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», 1942-1943 гг., 1969 г., расположенной по адресу: Волгоградская область Быковский район, хут. Демидов, центр, захоронено 11 советских летчиков.