Историческая справка
Демидов — хутор в Быковском районе Волгоградской области Российской Федерации, административный центр Демидовского сельского поселения.
На территории Быковского района в годы Великой Отечественной войны стратегических боевых сражений не было. Хутор Демидов являлся прифронтовой зоной. Война здесь велась в небе.
10 августа 1942 года началось строительство в Заволжье нескольких аэродромов для 8-й Воздушной Армии.
8-я воздушная армия сформирована в соответствии с приказом Наркома обороны СССР от 9 июня преобразованием 13 июня 1942 года ВВС Юго-Западного фронта с прибывшими в их состав из резерва Ставки Верховного Главнокомандования авиационными дивизиями и полками. С момента образования входила в состав Юго-Западного фронта. В Сталинградской битве находилась в составе Юго-Восточного, затем (с 12 июля 1942 года) Сталинградского фронта.
В Сталинградской битве в период оборонительного сражения и контрнаступления 8-я Воздушная Армия прикрывала с воздуха и поддерживала войска Юго-Восточного фронта, с 12 июля 1942 года — Сталинградского фронта, во взаимодействии с 16-й, 2-й и 17-й Воздушными Армиями вела бои за господство в воздухе, участвовала в воздушной блокаде окружённой вражеской группировки, осуществляла авиационную поддержку Сухопутных войск при разгроме котельниковской группировки противника.
Один из аэродромов начали строить в лимане Тажи между хуторами Демидов и Столяров. На ровной, практически без растительности площади сооружали земляные заграждения для самолетов и зениток — капониры. Это подковообразные сооружения, достигавшие нескольких метров в высоту.
В начале сентября 1942 г. обстановка складывалась исключительно тяжелая и сложная. Даже небольшой дождь выводил полевой аэродром на солончаках из строя. Чтобы самолеты могли взлетать в сырую погоду начали прокладывать взлетно-посадочную полосу из кирпичей. Днем и ночью возили стройматериал из села Рахинка, где для этого была взорвана церковь. Подростки подвозили горючее для самолетов из соседнего села, заправляли снарядами пулеметные ленты. После работ в поле женщины возили на быках песок для взлетных полос.
Многие здания на хуторе были отданы военным. Школа — под столовую для личного состава. В доме рядом со взлетной полосой был лазарет, а санчасть располагалась в просторной хате Локтевых.
В период с 13 по 18 августа 1942 года 327-й БАО (Батальон аэродромного обслуживания) перебазировался в район Демидово и через два дня уже принял на обеспечение истребительские и штурмовые полки.
Штаб командования дивизии располагался в х. Столяров. Размещать личный состав полков и батальонов приходилось частично в домах колхозников, а таковых было всего 24, частично в кошарах, а то и под открытым небом.
К началу осени на аэродроме Демидова уже базировались шесть авиаполков 226-й штурмовой и 288-й истребительной авиадивизий.
Только в сентябре 1942 года, в период напряженных боев за Сталинград, летчики, базировавшиеся в хуторах Демидов и Столяров, совершили 424 самолетовылета. Некоторые опытные боевые экипажи выполняли по четыре боевых вылетов в сутки. Возвращались часто израненные, техника, что называется, — «в дырочку», без запасов горючего. В ненастную погоду ориентиром летчикам в Заволжской степи служила демидовская мельница. Иногда над хутором в небе завязывались неравные бои с немецкими самолетами.
3 сентября 1942 года экипаж в составе командира звена Георгия Олейникова (крымчанин), штурмана Григория Грасс (из Ростова) и сержанта Василия Обертий «возвращался с боевого задания, самолет поджег истребитель противника». Только один из летчиков – Г. Грасс – попытался спастись, выпрыгнул из горящей машины, но парашют не раскрылся. Летчики похоронены в братской могиле х. Демидов.
В этот же день младший лейтенант Михаил Антонов (1918 г.р.) совершил посадку в горящем самолете на поле вблизи хутора Столяров. Его пыталась спасти медсестра, она подбежала к месту крушения и в этот момент самолет взорвался. Летчик и медсестра погибли. Похоронены в х. Столяров. Фамилия медработника не установлена.
5 сентября 1942 года в глубокий тыл, на станцию Обливская, вылетел экипаж Петра Петровича Кондрашова (1913 г.р.) и младшего лейтенанта Василия Хоменко. Район станции был центром аэродромного узла фашистов. В воздухе беспрерывно патрулировали истребители противника, а с земли его прикрывала зенитная артиллерия. Но задание экипаж выполнил. Возвращаясь на свой аэродром; они приняли неравный бой над х. Демидов. Сбив один из вражеских истребителей, самолет Кондрашова загорелся. Экипаж не покинул горящий самолет, «тянул» машину к своему аэродрому. Севернее хутора Демидов «истребитель» врезался в землю и взорвался. На место крушения приехали военные, прибежали местные жители. После тщательного осмотра местности был найден обгоревший орден Красного Знамени, по номеру награды определили, — в числе погибших был капитан Петр Петрович Кондрашов.
Из воспоминаний полковника в отставке, бывшего комиссара первой авиаэкскадрильи Петра Егоровича Чурсинова: «Со времени гибели Петра Петровича Кондрашова прошло уже много лет. В моей памяти на всю жизнь остался след от общения с ним… Это был один из самых удивительно смелых, и умелых летчиков. К нам в полк он уже прибыл награжденным орденом Красного Знамени. Кондрашов был одним из самых опытных и смелых летчиков. Удивительно уравновешенный и спокойный, он даже в самые опасные моменты был невозмутимым. Молодым летчикам возле него было как-то спокойнее. Летал он великолепно. В день гибели он вылетел с аэродрома села Солдатско-Степное в глубокий тыл за линию фронта с целью разведки. Прикрытия истребителей с ним не было. Экипажу самолета пришлось вести бой с несколькими вражескими самолетами. Мы все переживали эту утрату».
Василий Павлович Хоменко, из украинского села Дидовщины, член КПСС, штурман звена, отличник боевой учебы, с первых дней на фронте. До войны у него была самая мирная профессия — учитель. Из письма В.П. Хоменко, которое он отправил своим родным из госпиталя в г. Астрахань: «Медкомиссией признан опять годным к летно-подъемной службе в рядах ВВС Красной Армии. Так что пройдет время — и опять на быстрокрылых машинах ринемся в бой, будем громить, уничтожать, мешать с землей коричневую сволочь, мстить им за Киев, Н. Волынск и другие советские города и села».
Экипаж старшего политрука Тимофея Беспалова и старшего лейтенанта Ивана Баева вылетел на боевое задание 14 сентября 1942 года с аэродрома с. С.-Степное. Это был уже 4-й боевой вылет экипажа в сутки на Сталинград. Выполнив боевое задание, крылатые ассы приняли неравный бой с семью «Мессерами». В какой-то момент советский истребитель был подожжен. Летчики выпрыгнули с парашютом, но в упор были расстреляны противником в воздухе. Их тела были привезены на подводе и похоронены в Денисовом саду х. Демидов.
Местные жители предали земле тела еще троих летчиков 8-й Воздушной Армии. Их боевая машина взорвалась над соседним хутором Гурки. В 1962 году останки защитников Сталинградского неба перезахоронили в могилу на окраине хутора Демидов, в Денисовом саду.
Добровольцем на фронт ушел Никола Дмитриевич Кузменок. 5 сентября 1942 году жители х. Демидов и не догадывались, кто спас их хутор от гибели, летчик отвел горящий самолет в сторону от хутора.
18 сентября 1942 года над х. Демидов разбился старший политрук – начальник воздушно-десантной службы 226-й штурмовой авиадивизии В.Д. Котляров, родом из Елани Сталинградской области.
4 октября 1942 года погиб при выполнении боевого задания, «сорвался в штопор» пилот Петр Седельников.
14 октября 1942 года убит при бомбардировке Юрий Ожиганов из Челябинска.
По информации райвоенкомата в «Братской могиле советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», 1942-1943 гг., 1969 г., расположенной по адресу: Волгоградская область Быковский район, хут. Демидов, центр, захоронено 11 советских летчиков.