Региональный каталог ОКН

Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, Котовский район, ж/д ст. Лапшинская

Воинское
захоронение

Адрес объекта

Российская Федерация, Южный федеральный округ, Волгоградская область, Котовский район, ж/д ст. Лапшинская
50.364299,44.996514

Основные сведения об объекте

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Номер в ЕГРОКН
  • Кадастровый номер
    -
  • Собственность
    -
  • Отв. организация
    -
  • Год создания
    1942-1943 гг., 1969 г.
  • Автор(ы)
    -
  • Статус охраны
    Охраняется государством
  • Состояние
    Нет данных

Документы по охране объекта

Карточка воинского захоронения

Историческая справка

Лапшинская — посёлок при одноимённой железнодорожной станции в Котовском районе Волгоградской области. Административный центр Лапшинского сельского поселения.

C 1922 года в составе Каменского кантона, с 1935 года — Эрленбахского кантона АССР немцев Поволжья[1].

В сентябре 1941 года немецкое население было депортировано на восток[2]. После ликвидации АССР немцев Поволжья посёлок, как и другие населённые пункты, Эрленбахского кантона (с 1942 года — Ременниковский район), был передан в состав Сталинградской области. С 1948 года — в составе Ждановского района, с 1958 года — в составе Котовского района Волгоградской области[3].

В период Сталинградской битвы Ременниковский район (ранее Эрленбахский район, ныне Котовский район) и пос. ж. д. ст. Лапшинская оккупации немецко-фашистскими захватчиками не подвергались.

Железнодорожный транспорт в годы Великой Отечественной войны (1941 — 1945) сыграл огромную роль в обеспечении победы Советского Союза над фашистской Германией. С первых дней военных действий от железнодорожников потребовалось обеспечить быструю и бесперебойную доставку к фронту огромного количества войск, боевой техники, вооружения.

Для успешного решения поставленных задач пришлось перестроить на военный лад весь сложнейший железнодорожный комплекс. Началом этой перестройки стал перевод движения поездов на особый военный график, который был введен приказом Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) 22 июня 1941 года. Он предусматривал продвижение в первую очередь воинских эшелонов и грузов, связанных с мобилизационными перевозками.

Перестройка работы железной дороги серьезно осложнялась эвакуацией. Вместе с промышленным и сельскохозяйственным оборудованием из прифронтовой зоны вывозилось транспортное хозяйство магистралей, заводов и предприятий НКПС. На долю железнодорожных магистралей в первый период войны выпала поистине беспрецедентная нагрузка по перебазированию производительных сил страны из районов, которым угрожала оккупация, на Восток.

Для эвакуации с фронта раненых и больных были сформированы специальные постоянные и временные военно-санитарные поезда (ВСП и ВВСП). Емкость постоянного военно-санитарного поезда в среднем составляла 507 мест (в том числе 147 мест для тяжелораненых), а временного — 800 мест. Для вывоза больных и раненых из армейских госпиталей широко использовались военно-санитарные летучки (ВСЛ).

Второй период Великой Отечественной войны — период коренного перелома охватывает время с 19 ноября 1942 года по декабрь 1943 года. Перейдя 19 ноября 1942 года, в контрнаступление под Сталинградом, наши вооруженные силы окружили и разгромили крупную вражескую группировку. Стратегическая инициатива перешла в руки советского командования. Победа в битве на Волге положила начало коренному перелому в ходе Великой Отечественной войны в пользу антигитлеровской коалиции.

В период наступления необходимо было поддерживать высокий темп подвоза поездов (особенно снабженческих) к фронтам: ведь только суточный расход боеприпасов составил в среднем 53 вагона. Это, естественно, определяло и темп восстановительных работ. К началу наступления 19-я железнодорожная бригада дислоцировалась в районе станции Таловая, 13-я — в районе Поворино, 27-я[4] — в районе станции Лапшинская, 15-я — на участке Урбах — Баскунчак, 5-я — на участке Зверево — Поворино[5].

Уже 23 ноября 1942 года железнодорожные войска приступили к восстановлению железнодорожного моста через Дон у станции Чир и железнодорожных направлений Сарепта — Сальск — Батайск, Морозовская — Белая, Калитва — Лихая и далее участка Лихая — Россошь. Одновременно восстанавливался Сталинградский железнодорожный узел и его обход[6].

Итоги действий Железнодорожных войск в период Великой Отечественной войны были подведены на военно-технической конференции в ГУВВР 18 июня 1945 года и состоявшемся накануне совещании руководящего состава войск.

Опыт и практика, полученные Железнодорожными войсками в годы войны, явились основой дальнейшего приумножения их героических традиций, источником трудовых подвигов воинов-железнодорожников в мирное время. Сразу после Победы Железнодорожные войска активно включились в капитальное восстановление, реконструкцию и новое строительство стальных магистралей, в полной мере используя накопленный бесценный боевой и трудовой опыт для возведения новых железных дорог, повышения провозной и пропускной способности действующих магистралей, ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, при выполнении задач в чрезвычайных условиях[7].

В начале Великой Отечественной войны произошла быстрая и решительная реорганизация всего советского здравоохранения. Развёртывание военно-медицинской службы, её укомплектование всем необходимым для эффективного обеспечения осуществлялось в тесном взаимодействии всех наркоматов и ведомств, включая в первую очередь Наркоматы здравоохранения всех союзных республик и Главное военно-санитарное управление Наркомата обороны. С первых дней войны значительная часть наиболее опытных медицинских кадров — врачей, фельдшеров, медицинских сестёр, была мобилизована в ряды медицинской службы действующей армии из запаса и отправлена на фронт.

Органы гражданского здравоохранения приняли самое непосредственное участие в организации и осуществлении завершающего этапа лечения наиболее тяжёлых контингентов раненых и больных бойцов в тылу страны, развернув широко разветвлённую сеть специализированных лечебных учреждений — эвакуационных госпиталей Наркомата здравоохранения.

В период Великой Отечественной войны на территории Ременниковского района дислоцировались военные госпитали. При формировании эвакогоспиталей большую помощь оказывали местные органы власти. Оперативно решались вопросы по выделению помещений для госпиталей, проведению ремонтных работ, обеспечению койками, постельными принадлежностями, мебелью, посудой, продовольствием. Для улучшения условий размещения и ухода за ранеными и больными, создания уюта в палатах привлекались местные жители. Обслуживающий персонал медицинских учреждений был доукомплектован местными жителями. Захоронение умерших от ран проводилось на сельском кладбище, в братских могилах.

По информации райвоенкомата на 2014 год в «Братской могиле советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», 1942 -1943 гг., 1969 г., расположенной по адресу: Волгоградская область, Котовский район, пос. ж. д. ст. Лапшинская, привокзальная площадь, захоронено 9 человек. Перезахоронение произведено в 1967 году из с. Караваевка.

[1] Энциклопедический словарь / сост. Дизендорф В. Ф. — М.: Общественная Академия наук российских немцев, 2006. — 479 с. — ISBN 5-93227-002-0.

[2] 28 августа 1941 года был издан Указ Президиума ВС СССР о переселении немцев, проживающих в районах Поволжья. 6 сентября 1941 года немецкое население было депортировано в Западную Сибирь.

[3] История административно-территориального деления Волгоградской (Сталинградской) области. 1936—2007 гг.: Справочник. в 3 т. / Сост.: Д. В. Буянов, Т. И. Жданкина, В. М. Кадашова, С. А. Норицына. — Волгоград: Перемена, 2009. — ISBN 978-5-9846166-8-3.

[4] В критические дни обороны Сталинграда ряд подразделений 27-й железнодорожной бригады вынужденно использовались в уличных боях как обычные стрелковые подразделения. При этом несли тяжёлые потери.

[5] Военные сообщения в Сталинградской битве. — М.: 1948. — С. 25.

[6] Источник: https://statehistory.ru/books/ZHeleznodorozhnye-voyska-Rossii/60

[7] Источник: https://statehistory.ru/books/ZHeleznodorozhnye-voyska-Rossii/83