Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, Новоаннинский район, х. Черкесовский
захоронение
Адрес объекта
Основные сведения об объекте
- КатегорияПамятник истории регионального значения
- Вид объектаПамятник
- Номер в ЕГРОКН
- Кадастровый номер-
- Собственность-
- Отв. организация-
- Год создания1942-1943 гг., 1970 г.
- Автор(ы)-
- Статус охраныОхраняется государством
- СостояниеНет данных
Документы по охране объекта
- Гос. регистрация ОКН
- -
- Факт охраны
- Предмет охраны
- Зоны охраны
- Границы территории
- -
- Паспорт или охранное обязательство
- -
- Прочие документы
Карточка воинского захоронения
Историческая справка
Черкесовский — хутор в Новоаннинском районе Волгоградской области России, административный центр Черкесовского сельского поселения.
С 1928 года хутор — в составе Новоаннинского района Хопёрского округа (упразднён в 1930 году) Нижне-Волжского края (с 1934 года — Сталинградского края[1]). В 1935 году в составе Сталинградского края был организован Бударинский район. Центром нового района стал хутор Черкесовский. В 1936 году район вошёл в состав Сталинградской области. С 1954 по 1957 год входил в состав Балашовской области[2].
В учётных данных по состоянию на 01 июля 1960 года центром Бударинского района вновь значится хутор Черкесовский.
В 1960 году Бударинский район был упразднен. Берёзовский, Вильямский, Галушкинский, Красно-Коротковский, Рогачевский, Рог-Измайловский и Черкесовский сельсоветы были включены в состав Новоаннинского района[3].
В хуторе Черкесовский Новоаннинского района Волгоградской области находится станция Бударино.
К июлю 1942 года война вплотную подошла к донским хуторам и станицам. Новоаннинский район стал прифронтовым. Уже на второй день войны эшелоны с мобилизованными новоаннинцами отправились на фронт.
Через станции Филоново и Панфилово шли потоком эшелоны с бойцами и техникой, с эвакуированными мирными гражданами. Противник хорошо понимал стратегическое значение железнодорожной магистрали. Одновременно с наступлением немецких войск в июле 1942 года начались массированные бомбежки железнодорожных путей, станций, мостов. Ожесточенной бомбардировке подвергались станция Филоново и железнодорожная ветка Поворино-Сталинград. Только за 10 дней, с 22 по 31 июля 1942 года, на участке Качалино-Филоново было произведено 80 групповых налетов вражеской авиации с участием 570 самолетов, сброшено 2800 авиабомб, погибли сотни людей. На станции Бударино предположительно останавливались санитарные поезда. Умерших от ран советских воинов снимали с поезда и хоронили в братских могилах.
Во время Великой Отечественной войны наибольшее количество больных и раненых эвакуировали санитарные поезда. Миллионы жизней советских солдат и мирных граждан были спасены военно-санитарными поездами (ВСП), осуществлявшими не только эвакуацию и первую помощь, но и выступавшими в роли передвижных больниц, оборудованных операционными (Фото представлены в разделе «Архивные материалы»)[4]. На крышах и стенах ВСП рисовали красные кресты, чтобы видно было и с земли, и с неба. Однако немецко-фашистские захватчики не отличались рыцарским поведением. Для их бомбардировщиков медицинская эмблема не являлась оберегом, а наоборот — приманкой.
24 июня 1941 года вышел приказ Народного комиссариата путей сообщения в кратчайшие сроки сформировать 288 военно-санитарных поездов (ВСП). Через два дня в действие вступили «Положение о военно-санитарных поездах», подписанное заместителем наркома обороны СССР С.М. Будённым, и «Инструкция по погрузке и разгрузке военно-санитарных поездов».
Железнодорожный санитарный транспорт был представлен постоянными военно-санитарными поездами (ПВСП), временными военно-санитарными поездами (ВВСП) и с 1942 года военными санитарными летучками (ВСЛ).
ПВСП предназначался для эвакуации во фронтовом тыловом районе и в тылу страны с продолжением лечения в пути следования. Формировались, как правило, на базе цельнометаллических пассажирских вагонов. В составе было минимум 12 вагонов, обычно 17-18, в том числе вагон-мастерская, вагон-электростанция, вагон-кухня, вагоны-лазареты для раненых, вагон-операционная, штабной вагон для персонала, цистерны для воды ёмкостью 50 м3, двухосный полувагон для топлива, платформа для автомашин и телег. В них были и специализированные вагоны для раненых в голову, челюсти, грудную клетку, глаза и т.п., вагоны-изоляторы для инфекционных больных и для лиц с психическими расстройствами. Плановая эвакоёмкость составляла 374-507 мест, в том числе для тяжелораненых до 147.
ВВСП предназначались для эвакуации раненых и больных от прифронтовых станций до госпитальных баз армий в армейском и фронтовых районах с оказанием медицинской помощи в пути следования. Они имели постоянную часть и переменную. Первая состояла из четырех специальных вагонов. В переменной могло быть прицеплено до 40 вагонов товарного порожняка, из которых 20 вагонов предназначались для тяжелораненых с носилками на пружинах, остальные с типовым оборудованием для перевозки людей. В местах разгрузки переменная часть могла быть расформирована, а постоянная вновь следовала к месту погрузки. Емкость временных военно-санитарных поездов устанавливалась в 598-857 мест, в том числе для тяжелораненых до 350 мест
Военно-санитарные летучки (ВСЛ) предназначались для вывоза преимущественно легкораненых и больных из головных армейских госпиталей до госпитальных баз армий и не далее фронтовой приёмо-сортировочной базы. Число прицепляемых вагонов составляло 10-12 на 250-300 человек, из них 2-3 вагона предназначались для лежачих больных.
В период Сталинградской битвы Саратовская и Астраханская области стали оперативным тылом Сталинградского фронта. Туда отправляли раненых бойцов.
С 1 по 20 августа 1942 г. в Сталинградской области было сформировано 15 санитарных летучек большой вместимости. Каждая из таких летучек состояла из 90 — 100 товарных вагонов[5]. Этими летучками было перевезено около 11 тыс. раненых. Летучки оснащались оборудованием эвакуируемых из Сталинграда госпиталей. В них грузили раненых, ранее лечившихся там. Обслуживание раненых в пути возлагалось на медицинский персонал этих же госпиталей. Данный способ позволил успешно вывезти все находившиеся в Сталинграде госпитали.
С 19 ноября 1942 г началось наступление советских войск под Сталинградом. В декабре 1942 г. и январе 1943 г силами ФЭП № 73 формировались нештатные (или как их еще называли «дикие») санитарные летучки. При этом состав такой летучки в организационном плане разделяли на 4 — 5 частей, по 10 — 15 вагонов в каждой. Оборудование, снабжение и обслуживание кадрами такой части возлагалось целиком на один госпиталь. Кроме того, для обслуживания таких летучек привлекали персонал из школ санинструкторов и медицинский персонал из резерва.
По информации райвоенкомата на 2014 год в «Братской могиле советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», 1942-1943 гг., 1970 г., расположенного по адресу: Волгоградская область, Новоаннинский район, хут. Черкесовский, захоронено 7 неизвестных человек.
[1] История административно-территориального деления Сталинградского (Нижневолжского) края. 1928—1936 гг.: Справочник / Сост.: Д. В. Буянов, Н. С. Лобчук, С. А. Норицына. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. — 575 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-90608-102-5.
[2] 2.4. Бударинский // История административно-территориального деления Волгоградской (Сталинградской) области. 1936—2007 гг.: Справочник. в 3 т. / Сост.: Д. В. Буянов, Т. И. Жданкина, В. М. Кадашова, С. А. Норицына. — Волгоград: Перемена, 2009. — Т. 1. — ISBN 978-5-9846166-8-3.
[3] 2.43. Новоаннинский; г. Новоаннинский // История административно-территориального деления Волгоградской (Сталинградской) области. 1936—2007 гг.: Справочник. в 3 т. / Сост.: Д. В. Буянов, Т. И. Жданкина, В. М. Кадашова, С. А. Норицына. — Волгоград: Перемена, 2009. — Т. 3. — ISBN 978-5-9846166-8-3.
[4] Фото представлены из фондов музея-заповедника «Сталинградская битва»
[5] Постановление Сталинградского городского комитета обороны № 383. «О сангруппах для сопровождения санитарных летучек».