Региональный каталог ОКН

Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, Ольховский район, п. Октябрьский

Воинское
захоронение

Адрес объекта

Российская Федерация, Южный федеральный округ, Волгоградская область, Ольховский район, п. Октябрьский, центральная усадьба
49.634611,44.551800

Основные сведения об объекте

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Номер в ЕГРОКН
  • Кадастровый номер
    -
  • Собственность
    -
  • Отв. организация
    -
  • Год создания
    1942-1943 гг., 1976 г.
  • Автор(ы)
    -
  • Статус охраны
    Охраняется государством
  • Состояние
    Нет данных

Документы по охране объекта

Карточка воинского захоронения

Историческая справка

Октябрьский — посёлок в Ольховском районе Волгоградской области, административный центр и единственный населённый пункт Октябрьского сельского поселения.

Предположительно основан в период коллективизации как посёлок центральной усадьбы совхоза «Сталинградский» (впоследствии — посёлок Сталинградский). Поссовет совхоза «Сталинградский» входил в состав Ольховского района Сталинградского края[1] (с 1936 года — Сталинградской области, с 1961 года — Волгоградской области).

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 января 1962 года поселок Сталинградский был переименован в поселок Октябрьский. В 1963 году в связи с расформированием Ольховского района передан Камышинскому району, в 1965 году — Дубовскому району. В 1966 году из состава Дубовского района передан вновь образованному Ольховскому району.

Сталинградская битва – одно из крупнейших сражений Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., положившее начало коренному перелому в ходе боевых действий. Битва стала первым масштабным поражением немецко-фашистских войск, сопровождавшимся капитуляцией крупной военной группировки.

На территории Ольховского района непосредственно боевые действия не велись. В 1941–1945 годах на военную службу было призвано 5427 ольховчан. Больше половины из них не вернулось домой: погибли, защищая Родину, пропали без вести.

В 1941 году советское военное руководство предвидело движение фашистских войск в сторону Сталинграда и приняло решение о срочном строительстве рубежей. Работы начались в октябре 1941 года. Три рубежа общей длинной 290 км строили общими усилиями военные инженеры, саперы и местные жители: женщины, старики, еще не ушедшие на фронт мужчины и подростки. Зимой глубоко промерзшую землю брала только взрывчатка. Тут за дело брались инженерные воска и саперы. Работы продолжались по 14 часов в день в сложнейших погодных условиях. Осенью и зимой 1941-42 гг. рубежи обороны строили 195 тысяч человек, 516 автомашин, 5075 подвод, 478 тракторов. Из местного населения на строительстве обводов работало 102200 человек, в том числе 6200 рабочих, служащих и инженерно-технических работников строительных организаций города и области.

Всего на подступах к Сталинграду в разное время строили четыре оборонительных обвода: внешний, средний, внутренний и городской.

На строительстве оборонительных рубежей принимали участие и жители Ольховского района.

С первых дней войны население района принимало активное участие во всенародном движении по сбору средств на вооружение Красной Армии. Первые субботники состоялись 29 июня 1941 года в селах и хуторах района: Рыбинке, Свиновке, Ольховке, Каменном Броде и др. Молодежь участвовала в сборе средств на строительство самолета «Ольховский комсомолец», а трудящиеся района делали денежные отчисления на строительство танка «Ольховский колхозник», готовили для фронта вещевые подарки, продукты.

В тревожные дни августа 1942 года частое появление вражеских самолетов над населенными пунктами района предвещало угрозу Сталинграду. Над полями, где шла работа, нередко появлялись фашистские самолеты и вели пулеметный обстрел.

На землях совхоза «Сталинградский» (ныне поселок Октябрьский) осенью и зимой 1942 года базировались авиационные полки 16-й Воздушной армии (ВА) под командованием маршала авиации, героя Советского Союза С.И. Руденко. Истребители и штурмовики по нескольку раз в день поднимались в небо, чтобы защищать Сталинград. Многие летчики погибли, выполняя боевые задания.

2 сентября 1942 года 16-я ВА была включена в состав Сталинградского фронта. 4 сентября 1942 года генерал Руденко отдал приказ о начале боевых действий 16-й ВА в составе войск Сталинградского фронта. На тот момент в составе армии было 152 исправных самолёта, в том числе 42 истребителя, 79 штурмовиков и 31 лёгкий бомбардировщик.

Боевые действия Воздушной армии начались силами наиболее боеспособных к тому времени 228-й штурмовой авиадивизии (ШАД) и 220-й истребительной авиадивизии (ИАД). Остальные авиасоединения и части вводились в бой позднее (291-я ШАД — 05.09.1942, 283-я ИАД — 08.09.1942 и полки ночников — 10—12 сентября 1942 года).

Несмотря на сложность обстановки в воздухе, летный состав 16-ой Воздушной армии в борьбе с фашистскими захватчиками показал образцы храбрости, героизма и глубокого сознания воинского долга. Авиационные соединения 16-й Воздушной армии оказали ощутимую поддержку с воздуха войскам фронта в период беспримерной обороны города-героя, а затем в контрнаступлении и разгроме окруженной 330-тысячной немецко-фашистской армии в районе Сталинграда.

Воздушные бои показали, что советские летчики стали постепенно перехватывать инициативу у противника и все чаще атаки краснозвездных истребителей заканчивались победой. И это было закономерно. Моральные качества советских летчиков были неизмеримо выше, чем у фашистов. Даже находясь в меньшинстве, советские летчики самоотверженно противодействовали натиску авиации противника. Количественное неравенство в воздухе компенсировалось непрерывно возраставшим искусством ведения воздушного боя, высоким боевым напряжением и постоянным поиском новых способов борьбы с авиацией противника. И наконец, новые советские самолеты по многим показателям оказались лучше самолетов противника. Командир 283-й иад полковник В. А. Китаев в конце сентября 1942 года докладывал командующему воздушной армией: «Наш самолет — облегченный Як-1 — не только не уступает истребителям противника, но во многом превосходит их на высотах до 2500 метров как на горизонтальном, так и на вертикальном маневре».

Отличными боевыми качествами обладал советский штурмовик Ил-2. Он мог поражать любые цели и был малоуязвим от огня противника. Для усиления обороноспособности от атак вражеских истребителей по инициативе летчиков 228-й ШАД на самолетах Ил-2 силами инженерно-технического состава авиаполков были оборудованы кабины для воздушных стрелков и установлены пулеметы. На боевые задания первое время летали механики и другие авиаспециалисты. В начале ноября 1942 г. промышленность стала поставлять фронту уже двухместные самолеты Ил-2. Потери штурмовиков сразу стали заметно сокращаться.

За два месяца боевой деятельности авиаторы Воздушной армии научились организовывать и вести воздушную разведку, отработали приемы действий в ночных условиях, из засад и с аэродромов подскока, освоили воздушную «охоту» группами и одиночными экипажами. Летный состав истребительных частей овладел тактикой воздушного боя. Улучшилось и управление истребителями.

Наведение истребителей на воздушного противника осуществлялось по радио с КП, на котором располагался командир дивизии. Он подавал открытым текстом команду на вылет и затем управлял боем.

Прикрытие войск фронта от воздушного противника в октябре 1942 года стало строиться с учетом особенностей воздушной обстановки. Смена истребителей, прикрывающих важные объекты, происходила в воздухе.

В результате непрерывного совершенствования тактики и роста мастерства советского летного состава фашисты стали нести значительные потери, а их авиация ощутимо утрачивать господство в воздухе.

Всего за период Сталинградской битвы 16-я ВА произвела 26 656 боевых самолётовылетов, в том числе на бомбардировочные и штурмовые действия — 10 588, на прикрытие войск и тыловых объектов — 4116, на удары по аэродромам и их блокирование — 3087, на прикрытие своих аэродромов и сопровождение самолётов — 4262, на воздушную разведку — 2402, на перехват самолётов и «свободную охоту» — 1508. За пять месяцев лётчики провели 820 воздушных боёв и уничтожили в воздухе 571 и на аэродромах 454 самолёта противника. Свои потери за этот период были в три раза меньше. Было уничтожено и выведено из строя свыше 800 танков и бронемашин, до 500 артиллерийских орудий, более 6000 автомашин и много другой боевой техники, а также живой силы противника.

Семь авиаполков 16-й Воздушной армии стали гвардейскими, а все участники битвы были награждены медалями «За оборону Сталинграда». Три летчика-истребителя: В.Н. Макаров, И.П. Моторный, З.В. Семенюк стали Героями Советского Союза. С.И. Руденко был награжден орденом Суворова 2-й степени и ему было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

По информации райвоенкомата на 2014 год в «Братской могиле советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», 1942-1943 гг., 1976 г., расположенного по адресу: Волгоградская область, Ольховский район, пос. Октябрьский, центральная усадьба, захоронено всего 15 военнослужащих, из них 13 известных. Перезахоронение было произведено в 1976 г. с хутора Алтухов 2-го отделения п. Октябрьский с братской могилы; с гражданского кладбища п. Октябрьский в 1977 г., из степи в 1977 г.

[1] История административно-территориального деления Сталинградского (Нижневолжского) края. 1928—1936 гг.: Справочник / Сост.: Д. В. Буянов, Н. С. Лобчук, С. А. Норицына. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. — 575 с. — 300 экз. — ISBN 978-5-90608-102-5.