Историческая справка
На территории Светлоярского района в ходе Сталинградской битвы с августа 1942 года по январь 1943 года включительно разворачивались ожесточенные боевые действия.
В дни Сталинградской битвы на территории района располагались штабы 57-й и 64-й Армий. В июле 1942 г. в Сталинграде заканчивалось переформирование после боев на западных пограничных рубежах 57-й армии. Командование ею принял генерал-лейтенант В. И. Толбухин.
По территории района проходили оборонительные рубежи, которые были построены жителями района и солдатами 5-й саперной армии (командующий — бригадный инженер А. Н. Комаровский). В соответствии с решением Государственного Комитета обороны строительство их началось в октябре 1941 года. Отрывались противотанковые рвы трапеции видного профиля: глубина —2 м, ширина дна — 3 м, а в верхней части — 5,5 м. Кроме 5-й саперной армии, оборонительные рубежи на южных подступах к Сталинграду в 1941 — 42 гг. строили 5, 19, 24-е Управление оборонительных работ Народного комиссариата СССР. Предстояло выбросить из противотанковых рвов свыше 50 тысяч кубометров земли, построить тысячи огневых точек, дотов и дзотов. На эти работы было мобилизовано свыше 220 тысяч человек, трудящихся области, учащихся, домохозяек, 140 тракторов, 516 автомашин, 7400 подвод.
На территории поселка Светлый Яр в период Сталинградской битвы располагался аэродром Военно-Воздушных сил Красной Армии.
В начале августа 1942 года бои шли вблизи Сталинграда. Возникла острая необходимость переброски на левый берег Волги раненых бойцов, снарядов, материальных ценностей, в связи с чем осенью 1942 года в районе поселка Светлый Яр началось строительство переправы. Оно завершилось в декабре 1942 года. Начальником строительства был назначен генерал-майор инженерных войск М.А. Насонов.
Командующий Сталинградским фронтом генерал-полковник А.И. Еременко 16 ноября 1942 г. утвердил план переправ через Волгу в ледовых условиях. Основными переправами в это время были «Красный Октябрь», Красноармейск, Светлый Яр, Каменный Яр, Никольское.
Переправу в районе Светлого Яра обслуживали: катер «Сталинградец», пароходы «Самара», «Громобой», «Краснофлотец», металлическая баржа № 35 и «Ржавка», которые совершали по 12 рейсов в сутки.
Последним судном, ушедшим на зимовку, был пожарно-спасательный пароход «Самара». Он работал у Светлого Яра до 27 декабря 1942 г.
В связи с началом ледохода на Волге построенная переправа не могла действовать нормально. На ее месте была сооружена ледяная переправа.
Переправа в районе Светлого Яра сыграла исключительно важную роль при уничтожении окруженной группировки противника в Сталинграде. Только 28 декабря 1942 г. по ней было переправлено 300 танков, 350 тяжелых орудий, 800 автомашин, 1000 тонн боеприпасов и другие грузы, необходимые защитникам города.
С первых дней Великой Отечественной войны Сталинградская область стала крупной госпитальной базой. Этому способствовала развитая сеть железных дорог и водного транспорта.
В Сталинграде и на его южных окраинах размещались медпункты частей и соединений, а также отдельные армейские ППГ. Их развертывали в блиндажах, подвалах и развалинах зданий, землянках в непосредственной близости от линии фронта.
В поселке Светлый Яр располагались госпитали, эвакопункты и медсанбаты: ППГ-41 с 31.08.1942-05.09.1942; ППГ-4332 с 08.12.1942-06.01.1943; ЭГ-55 с 15.11.1942-17.12.1942; ЭП-174 с 05.01.1943-07.02.1943; 16 МСБ 15 ГСД с 03.09.1942-22.09.1942, с 01.10.1942-23.11.1942[1].
С конца августа до ноября 1942 г. в районе поселка Светлый Яр непрерывно, днем и ночью, действовало пять переправ, обеспечивавших эвакуацию раненых даже во время бомбежек и артобстрелов. В Сталинграде подлежали эвакуации в тыл все раненые, кроме совершенно нетранспортабельных и легкораненых.
Четыре месяца – с августа по ноябрь 1942 года проходили военные действия на южных подступах к Сталинграду. Немецкая 6-ая танковая армия Гота: пять пехотных, две танковые, одна моторизированная дивизии стремились на участке Абганерово-Плодовитое через Дубовый Овраг и Чапурники прорвать оборону советских войск и выйти к Волге в районе Красноармейска. С 6 по 29 августа здесь шли бои невиданного еще ожесточения и на суше, и в воздухе, и на Волге.
До поселка Светлый Яр немецко-фашистские дивизии не дошли. Поэтому и крупных боев здесь не было. Но свою важную роль в решающей победе Светлый Яр все же сыграл. Когда бои шли вблизи Сталинграда, отсюда в охваченный огнем город перебрасывали подкрепления.
Контрнаступление советских войск было назначено на 8.00 час. 19 ноября 1942. Но ввиду густого тумана оно началось на два часа позже. В 10.00 час. был дан залп «Катюши», который известил о начале контрнаступления советских войск под Сталинградом. Впервые именно здесь в бой была введена, ставшая впоследствии легендарной, «Катюша».
Знаменитое контрнаступление завершилось полной победой советских войск в Сталинградской битве.
Советские воины, умершие от ран в госпиталях и погибшие в боях, были захоронены на территории поселка.
По информации райвоенкомата на 2014 год в «Братской могиле советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», 1942-1943 гг., расположенной по адресу: Волгоградская область, Светлоярский район, р.п. Светлый Яр, захоронено 17 известных военнослужащих, памятник установлен в 1963 году, надмогильное сооружение представляет собой железобетонную с мраморной крошкой стелу, установленную на железобетонной с брекчия площадке. На лицевой части стелы — звезда и мраморная мемориальная доска с высеченным текстом: «Потомки наши никогда не забудут величие духа и сказочной крепости русских солдат у стен Сталинграда. Здесь похоронены воины советской армии Павлычев Р.М., Снежной В.Г. 1942-1943 гг.». С лицевой стороны от стелы установлен прямоугольный железобетонный с мраморной крошкой блок, на котором помещена декоративная лавровая ветвь. От центра стелы под наклоном установлены 3 мемориальные доски: 2 с высеченными фамилиями умерших от ран воинов (17 человек) и одна с текстом: «Погибли от тяжелых ран в 1942 г. в медсанбате».
[1] Книга нашей Памяти. Светлоярский район, Волгоградская область. Выпуск 2-й. Захоронения советских воинов, погибших на территории района в годы Великой Отечественной войны/ автор-составитель Смирнов А.А. – Волгоград: ООО «Новые краски», 2021. – 484 с.; илл., стр. 463.