Братская могила участников гражданской войны и советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, Среднеахтубинский район, р.п. Средняя Ахтуба, парк
захоронение
Адрес объекта
Основные сведения об объекте
- КатегорияПамятник истории регионального значения
- Вид объектаПамятник
- Номер в ЕГРОКН
- Кадастровый номер-
- Собственность-
- Отв. организация-
- Год создания1918-1919 гг., 1942-1943 гг.
- Автор(ы)-
- Статус охраныОхраняется государством
- СостояниеХорошее
Документы по охране объекта
- Гос. регистрация ОКН
- -
- Факт охраны
- Предмет охраны
- Зоны охраны
- Границы территории
- Паспорт или охранное обязательство
- -
- Прочие документы
Карточка воинского захоронения
Историческая справка
В дни Сталинградской битвы Среднеахтубинский район был ближайшим фронтовым тылом.
Левый берег Волги в дни боев за Сталинград стал основным пунктом приема больных и раненых, доставляемых с фронта. Их переправляли через Волгу в Красную Слободу, но когда эта переправа стала постоянно обстреливаться, то основной поток раненых пошел через пристань Тумак.
Эвакуация раненых бойцов и мирных жителей через Волгу на левый берег происходила под огнём фашистско-немецких захватчиков с земли и неба. В ход шли любые суда: пароходы, баржи, катера, даже рыбачьи лодки и плоты. В декабре 1942 года, когда Волга замерзла, были организованы ледовые переправы, по которым шла даже тяжелая техника.
Главным врачом Волжской военной флотилии был М.Л. Финкельштейн. Ни один десяток моряков, особенно водолазов благодарен ему за свое спасение.
На Сталинградских переправах героически действовали моряки Волжской воной флотилии, волжские речники. Всего в Сталинградской битве участвовало более тысячи кораблей и судов военной флотилии, Нижнее – Волжского, Средне – Волжского речных пароходств и пароходства «Волготанкер». Матросы говорили, что было легче десять раз подняться в атаку, чем один раз переправиться через Волгу.
Не только людей и воинские грузы переправляли речники. Летом – осенью 1942-го организовывалась эвакуация скота из прифронтовых районов. Осуществлялась прокладка кабелей связи по дну Волги в сражающейся Сталинград, наводились понтонные мосты. Один из таких мостов был переброшен через р. Ахтубу у п. Средняя Ахтуба на том же месте, где впоследствии возвели капитальный автодорожный мостовой переход. В первую очередь по мосту проходили маршевые пополнения, выходившие к Волге напротив острова Денежного. Вывозилось ценное оборудование с оборонных заводов Сталинграда. В октябре 1942 г. к Тракторному заводу были наведены два подобных пешеходных штурмовых понтонных моста.
В поселке Средняя Ахтуба располагались госпитали: № 472 ППГ, № 751 ППГ, № 2027 ППГ, № 2949 ЭГ, № 6112 ВГ, № 4951 ЭГ. В госпитале № 472 в п. Средняя Ахтуба от смертельных ран скончался боец – интернационалист, командир пулеметной роты, сын председателя Коммунистической партии Испании Долорес Ибаррури командир пулеметного расчета, капитан Рубен Руис Ибаррури.
Из-за нехватки мест в госпиталях жители сел часто размещали раненых в своих домах, обеспечив их перевязкой, питанием и уходом.
В дни боев за Сталинград за каждой медсестрой закреплялось 100 – 150 раненых. За их лечение они отвечали по строгим законам военного времени. Эти девушки не только выполняли свои профессиональные обязанности, но и окружали заботой раненых, вселяли в них надежду на выздоровление. Недаром их называли сестрами милосердия. Заповедью медиков было – относиться к раненым, как к родным.
Кроме наземных строились и подземные госпитали, защищённые от воздушной бомбардировки и оборудованные, как блиндажи и штольни в обрывистых берегах Ахтубы.
В период Сталинградской битвы 1942 г. на территории Волго-Ахтубинской поймы создавались резервные и основные базы снабжения войск техникой, боеприпасами и продовольствием для последующей доставки на правый берег р. Волга.
В Волго-Ахтубинской пойме, в период обороны Сталинграда, дислоцировались и постепенно вводились в бой 135-я, 137-я, 155-я, 254-я, 84-я, 169-я, 27-я, 133-я, 189-я танковые и 6-я гвардейская танковая бригады, 308-я, 193-я, 284-я, 95-я, 138-я сухопутные и 39-я, 13-я, 37-я гвардейские сухопутные дивизии, 9-я и 38-я мотострелковые бригады, 92-я сухопутная бригада.
На восточном берегу Волги, прикрытом пойменными лесами, находились огневые позиции артиллерии 62-й и 64-й армий. Артиллерийский заслон представлял собой дивизионы тяжелой и зенитной артиллерии (1077 стволов) и 42 установки гвардейских минометов БМ-13 («Катюша»), которые открывали огонь на уничтожение атакующей вражеской пехоты и техники. Артиллеристы работали по сигналам наблюдателей с возвышенных точек левого берега, корректировщиков и разведчиков с правого берега. Поэтому армии Паулюса не удалось захватить все городские кварталы и пройти последние десятки метров до волжской воды. Атакующих гитлеровцев встречал вал огня и стали, созданный заволжскими батареями.
В октябре 1942 года в п. Средняя Ахтуба прибыл начальник штаба партизанского движения генерал-майор Т. П. Кругляков для организации и координации партизанского движения в Сталинградской области. В здании средней школы открыли спецшколу для подготовки к боям в тылу врага. В ней обучалось 345 человек, в большинстве молодежь из Москвы и Сталингрaдa. Днем 4 ноября 1942 года фашисты подвергли село ожесточенной бомбежке. Были разрушены штаб и центр села.
В левобережной степи размещалась 8-я воздушная армия генерал-майора авиации Т.Т. Хрюкина – сотни истребителей, бомбардировщиков, штурмовиков. Наибольшей важностью обладал аэродром в районе села Средняя Ахтуба, в котором дислоцировалось 7 авиаполков, одним из них был женский полк пикирующих бомбардировщиков. Несмотря на неравенство сил в воздухе, с большим героизмом сражались девушки – летчицы. Марина Раскова по заданию Сталина формирует три женских авиаполка. Женщин – летчиц во время войны было не так уж много, а в живых остались единицы. В госпиталях не хватало донорской крови, которую доставляли для раненых, в частности, на среднеахтубинский аэродром девушки-летчицы, пользуясь при этом самой нелетной погодой, чтобы избежать встречи с немецкими истребителями. Истребитель 586-го авиаполка Клава Нечаева возвращалась с задания и над аэродромом Средняя Ахтуба приняла на себя удар двух немецких истребителей, чем спасла жизнь своему командиру. Посмертно она была награждена орденом Отечественной войны I-й степени. Имя её занесено золотыми буквами на знамя в Зале воинской славы на Мамаевом кургане.
Местные жители были призваны на рытьё подземных укрытий для самолетов, на расчистку от снега и уплотнение грунтовых взлетных полос, на восстановление и усиление пропускной способности путей железной дороги Сталинград – Владимировка. Ветка железной дороги Сталинград — Владимировка построена руками женщин, стариков и подростков под непрерывными бомбежками немецкой авиации. Она сыграла значительную роль в оказании помощи фронту.
Сталинградский фронт имел всего лишь одну железную дорогу Урбах-Верхний Баскунчак-Ахтуба-Паромная. Перевозки по ней осуществлялись под сильным воздействием вражеской авиации, которая систематически бомбила железнодорожные пути и особенно узлы дорог. С целью не допустить срыва перевозок на железнодорожных участках, в Заволжье с сентября по ноябрь 1942 года перебрасываются 10 зенитных бронепоездов (№№ 72, 122, 126, 132, 137, 140, 141, 142, 144, 181) (1).
1 сентября 1942 года для охраны станции Ахтуба и фронтового склада ГСМ № 1020, расположенного в заречной части, прибыл зенитный бронепоезд № 72. Командовал бронепоездом кадровый офицер, служивший в армии с 1928 года, капитан Бобков Григорий Флигонтович. 18 октября 1942 года бронепоезд понес большие потери в личном составе и технике. Осколками и ударной волной 2 орудия зенитной артиллерии и все приборы управления и наведения вышли из строя. Погибли 12 человек личного состава, в том числе командир бронепоезда 72 капитан Бобков.
Умерших от ран и погибших в боях советских воинов хоронили в братских могилах.
По информации райвоенкомата на 2014 год в «Братской могиле участников гражданской войны и советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», 1918-1919 гг., 1942-1943 гг., расположенной по адресу: Волгоградская область, Среднеахтубинский район, р.п. Средняя Ахтуба, парк, захоронено 148 известных военнослужащих, памятник в виде 3-х стел под углом 1200 высотой 6 м, между ними фигуры воинов высотой 3,5 м, памятник установлен в 1961 году. Дата захоронения 1942-1943 гг. Перезахоронения останков участников Великой Отечественной войны осуществлялись из одиночных могил гражданского кладбища р.п. Средняя Ахтуба и из окрестностей села Колхозная Ахтуба.