Церковь Богоявления, Даниловский район, ст. Островская
Адрес объекта
Основные сведения об объекте
- КатегорияПамятник архитектуры и градостроительства регионального значения
- Вид объектаПамятник
- Номер в ЕГРОКН
- Кадастровый номер-
- Собственность-
- Отв. организация-
- Год создания1905
- Автор(ы)-
- Статус охраныОхраняется государством
- СостояниеНет данных
Документы по охране объекта
- Гос. регистрация ОКН
- -
- Факт охраны
- Предмет охраны
- -
- Зоны охраны
- Границы территории
- Паспорт или охранное обязательство
Историческая справка
Решив построить у себя в станице Островской храм, казаки хотели видеть его самым красивым в округе. Однако средств у казаков было недостаточно, поэтому в 1902 они решили отправить на сбор денег для строительства жителя станицы Островской – Евсея Ивановича Скачкова. Он служил рядовым казаком, по вероисповеданию был старовером, но среди православного казачества пользовался самым большим уважением за свою безукоризненную честность. Ездили они по Донскому краю целый год, доехав аж от Новочеркасска. Всё, что люди жертвовали на храм, они привезли в целости, не истратив ни копейки.
В 1905 году начинается строительство Богоявленского храма. Весь народ участвует в этом строительстве. Везут песок, лес, яйца, замешивают цемент, кирпич выжигают на месте, художники пишут иконы. Строительство продолжалось семь лет, и вот вознесся над станицей красавец-храм, колокольный звон которого был слышен за сорок километров в слободе Даниловка.
Три престола было в храме. Центральный престол – в честь Богоявления, правый – в честь иконы Казанской Божией Матери, левый – в честь святого пророка Илии. В восточной части храма – алтарь, который отделялся иконостасом. Алтарь был украшен сусальным золотом. Не в каждом большом городе могли похвастаться таким алтарем.
Стены храма были расписаны сценами из библейских сказаний. Внутреннее убранство поражало прихожан не только новыми иконами художников, но и старинными иконами, которые казаки добровольно жертвовали для церкви. Внешний вид также удивлял своим архитектурным великолепием. Пять куполов взметнулись в небо. Большой купол символизирует Иисуса Христа. Четыре купола поменьше – евангелистов. Шестой, маленький купол, смотрящий на восток, расположен над алтарем. Выше всех располагалась колокольня. Сюда был водружен большой колокол весом тысяча пудов. Кресты для куполов изготовил местный кузнец Штурбин. Вручную, по веревке, их поднимали и устанавливали на купола. Но после революции стали ломаться привычные порядки и устои, наступило время безбожия. Первой жертвой новой власти стал местный священник Андрей, прослуживший сорок лет. За то, что он не отказался от веры, его привязали веревкой к коню, и поволокли по степи. Останки мученика сейчас покоятся возле храма, как напоминание о тех далеких, жестоких днях. Следующей жертвой советской власти стал храм. Его решили взорвать, не пожалев труды и веры своих отцов и дедов. Сначала сбросили с колокольни гордость храма – колокол. Раны от этого преступления до сих пор хранят на себе стены церкви. Часть церковных реликвий была разграблена, часть уничтожена, но много чего из церковного имущества казаки сумели спасти. Рискуя жизнью, верующие люди прятали иконы у себя в подвалах, сараях, на чердаках. Позже решили сделать в храме клуб и танцы для молодежи. Однако клуб пустовал, так как казаки запрещали своим детям и внукам посещать танцы и тем самым осквернять святыню. Позже помещение храма превратили в зернохранилище.
В 1943 году, в период тяжелейших испытаний, власти позволили вновь обратиться к Богу. Богоявленская церковь была открыта для богослужений, но представляла она тогда ужасное зрелище. Это был грязный склад, и от былой роскоши не осталось и следа. Казаки принялись восстанавливать храм. Жители станицы несли чудом сохранившиеся иконы, церковную утварь. Одна женщина вернула в церковь сохраненную ею в навозной куче плащаницу Спасителя Христа. В годы советской власти в округе были уничтожены все храмы, устоял только Богоявленский, во всем своем величии, и только благодаря доблести и высокому духовному уровню местных казаков.
В 1969 году в станицу Островскую прибыл новый настоятель – фронтовик, ставший после войны священником, отец Иоанн Яровой. Двадцать лет своей жизни он отдал Богоявленскому храму. За это время была произведена большая реконструкция храма, восстановлена внутренняя роспись, обновлен алтарь, выполнены наружные отделочные работы. Собирались колокола, один из которых был привезен аж из Астраханской области.
Работы по восстановлению былой красоты и улучшению храма ведутся и сегодня.