Церковь Николая Чудотворца, ст. Голубинская
Адрес объекта
Основные сведения об объекте
- КатегорияПамятник архитектуры и градостроительства регионального значения
- Вид объектаПамятник
- Номер в ЕГРОКН
- Кадастровый номер-
- Собственность-
- Отв. организация-
- Год создания1888 -1891
- Автор(ы)-
- Статус охраныОхраняется государством
- СостояниеУдовлетворительное
Документы по охране объекта
- Гос. регистрация ОКН
- -
- Факт охраны
- Предмет охраны
- Зоны охраны
- Границы территории
- Паспорт или охранное обязательство
Акты ГИКЭ
Историческая справка
Зодчие храма Николая Чудотворца (1886-1891) в станице Голубинской Калачевского района оперировали эклектическими формами древнерусского зодчества, варьировали приемами шатрового завершения. В Волгоградской области такой храм единственный.
Первоначально церковь была деревянной (1741). Вместо нее в 1775 г. была заложена новая сосновая церковь с дубовым фундаментом и освящена в 1788 г., в 1806 г. дубовый фундамент заменили на каменный.
Осуществлялось строительство церкви на средства прихожан. Каменную церковь возвели на месте деревянной, которая по одним источникам 15 июля 1875 г., по другим – 1876 г. сгорела от удара молнии. Из-за нехватки денег в 1886 г. были возведены только стены до середины карниза, потому прихожане обратились в Донскую епархию с просьбой о помощи. Строительство закончилось в 1891 г., в этом же году церковь освятили.
Никольская церковь представляет собой массивный куб со скошенными углами на высоком цоколе, дополненный пятигранной апсидой, маленкой по сравнению с храмом, в три оси трапезной, равной по ширине среднему нефу, и колокольней с высоким шатром-«свечей».
Храм завершается пятишатровой группой башеннообразных объемов, а стены – килевидными закомарами. На шатрах вытянутые луковичные главки на высоких шейках. Объемной композиции присущи высокий силует, живописность, сказочность. Арочные окна вписаны в килевидные перспективные арки, пяты которых опираются на тонкие полуколонки. Перспективные арки на фасадах опираются на спаренные балясины.
Пластичность объемно-пространственного решения подчеркивается декором, навеянным древнерусским зодчеством XVI-XVII вв. Сильное эмоциональное впечатление на входящих в храм производят его монументальность, тектоника конструкции и стенопись. Внутри пространство Никольской церкви очень эффектно. Интерьер высокий и светлый, центральная часть образована четырьмя массивными пилонами, объединенными подпружными арками, на которые опирается главный световой восьмерик. Изобилие света в храме усиливается за счет окон на угловых восьмериках. Интерьер украшал резной четырехъярусный иконостас, от которого сохранились в плохом состоянии боковые части.
Живопись выполнена в конце XIX в. Она интересна не только своим художественным качеством, но и тем, что дает возможность узнать имена тех, на чьи средства они выполнялись, так как под изображениями имеются надписи с именами жертвователей. Например, на восточных столбах с изображением святых читаем: «Усердием гражданина хутора Ильминского», на западной стене трапезной справа изображены Христос и грешница, а под ними надпись: «Усердием и на средства Д. Е. Харькова» и т. д. Среди интересных предметов этой церкви Т. М. Минаева называет три иконы: Успения в серебряной ризе и киоте, Распятие и икона Успения резная кипарисовая.
В храме находился медный триптих: Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи, Богоматерь и 12 праздников. Также Апостол конца XVIII в.
Серебряная В.В. «Культовое зодчество Волгоградской области»