Церковь Воскресения, г. Серафимович
Адрес объекта
Основные сведения об объекте
- КатегорияПамятник архитектуры и градостроительства регионального значения
- Вид объектаАнсамбль
- Номер в ЕГРОКН
- Кадастровый номер-
- Собственность-
- Отв. организация-
- Год создания1713
- Автор(ы)-
- Статус охраныОхраняется государством
- СостояниеХорошее
ОКН в составе ансамбля
Документы по охране объекта
- Гос. регистрация ОКН
- -
- Факт охраны
- Предмет охраны
- -
- Зоны охраны
- Границы территории
- -
- Паспорт или охранное обязательство
- -
Историческая справка
Церковь Воскресения является первой каменной постройкой в станице Усть-Медведицкой. Она была заложена в 1782 г. с приделом Николая Чудотворца. Освятили ее в 1787 г.
Храм имеет поздние пристройки, которые изменили его первоначальный облик. Так, в 1811 г. был устроен северный придел Косьмы и Домиана. Возможно, в эти же годы с южной и северной сторон храма сделаны притворы, выдержанные в духе классицизма. К южной стене апсид пристроен дьяконик. В 70-х гг. XIX в. была перестроена колокольня. Дата перестройки колокольни сделана на основании стилистического анализа. Над арками звона (по сторонам света) и над нишами (в диагональных гранях) — завершения, стилизованные под архитектуру XVII в., что характерно для периода эклектики.
В своем «Дорожном альбоме «На родине», опубликованном в 1915 г. в «Донской церковной старине», уроженец станицы Усть-Медведицкой писатель Р. М. Крымов писал об этой церкви: «…она стоит на площади, в ожерелье из белой каменной ограды, среди корявых груш… Церковь обширна — в ней два алтаря: главный во имя Воскресения Христова и придел во имя Николая. Высоко расположены узкие, длинные окна. Огромная серебряная люстра тяжело нависла над серединою церкви».
Р. М. Крымов также отметил характерную особенность в этой церкви — ее звон: «Этот звон не стелится, словно густой, дорогой бархат, по самой земле, дрожа и сотрясая воздух, как столичный, звон. Не ревет в высоте, подобно пароходной сирене в море, как Киевский звон, не тенькает ровно и прозрачно, как звон в северных русских селах над одинокими погостами, — он радостно слетает с колокольни, как выпущенная из клетки птица, и бесконечно долго вьется в воздухе».
Кирпичное, оштукатуренное и побеленное здание Воскресенской церкви расположено почти у самого въезда в станицу.
Церковь занимает обширный участок неправильной формы. Со строительством Воскресенского храма большую выразительность приобретает силуэт станицы.
Прекрасный вид на храм открывается с левого берега Дона. К сожалению, поздние пристройки исказили первоначальный внешний облик церкви Воскресения. Пристроенные с юга апсиды, дьяконик нарушили симметрию плана.
Каменная церковь в Усть-Медведицкои станице получила традиционную форму «восьмерик на четверике». Восьмерик венчается высоким граненым барабаном с вытянутым фонариком и главкой с крестом. Вместе с тем она отличается от церкви Сретения в станице Михайловской. Воскресенская церковь наглядно иллюстрирует отличие трактовки главного объема, где высокое, открытое пространство перекрыто восьмилотковым сводом, и переход от двусветного четверика к восьмерику осуществлен через трехступенчатые тромпы. Новое конструктивное решение (трехступенчатые тромпы) было вызвано другой трактовкой стен четверика, которые завершаются по-барочному изогнутыми, лучковыми карнизами.
План Воскресенской церкви получил более выразительную продольную ось «запад-восток» за счет увеличения трапезной. В Сретенской церкви в станице Михайловской она в две оси, здесь же в три. Там трапезная освобождена от несущих столбов и перекрыта цилиндрическим сводом, что характерно для русских храмов XVII в. Существенным отличием трапезной Воскресенской церкви является то, что она четырехстолпная, перекрыта четырехлотковыми и полусомкнутыми сводами. Кроме этого, церковь получила полукруглую апсиду вместо граненой.
Во дворе церкви напротив апсиды был похоронен атаман Войска Донского генерал от кавалерии М. Г. Власов. В 1848 г. на его могиле был поставлен памятник в виде колонны из черного мрамора на сером гранитном подии. На колонне был расположен бюст покойного, который сейчас утрачен.
Ценным архитектурным дополнением к храму стала ограда, которая была возведена одновременно со строительством храма в XVIII в., с четырьмя- тремя- и однопролетными воротами по сторонам света, выполненными в духе древнерусской архитектуры.
Серебряная В. В. «Культовое зодчество Волгоградской области». Волгоград, 2002