Региональный каталог ОКН

Церковь Воскресения, г. Серафимович

Адрес объекта

Российская Федерация, Южный федеральный округ, Волгоградская область, Серафимовичский район, г. Серафимович, ул. Октябрьская 11а
49.586591,42.738574

Основные сведения об объекте

  • Категория
    Памятник архитектуры и градостроительства регионального значения
  • Вид объекта
    Ансамбль
  • Номер в ЕГРОКН
  • Кадастровый номер
    -
  • Собственность
    -
  • Отв. организация
    -
  • Год создания
    1713
  • Автор(ы)
    -
  • Статус охраны
    Охраняется государством
  • Состояние
    Хорошее

Историческая справка

Церковь Воскресения является первой каменной постройкой в станице Усть-Медведицкой. Она была заложена в 1782 г. с приделом Николая Чудотворца. Освятили ее в 1787 г.

Храм имеет поздние пристройки, которые изменили его первоначальный облик. Так, в 1811 г. был устроен северный придел Косьмы и Домиана. Возможно, в эти же годы с южной и северной сторон храма сделаны притворы, выдержанные в духе классицизма. К южной стене апсид пристроен дьяконик. В 70-х гг. XIX в. была перестроена колокольня. Дата перестройки колокольни сделана на основании стилистического анализа. Над арками звона (по сторонам света) и над нишами (в диагональных гранях) — завершения, стилизованные под архитектуру XVII в., что характерно для периода эклектики.

В своем «Дорожном альбоме «На родине», опубликованном в 1915 г. в «Донской церковной старине», уроженец станицы Усть-Медведицкой писатель Р. М. Крымов писал об этой церкви: «…она стоит на площади, в ожерелье из белой каменной ограды, среди корявых груш… Церковь обширна — в ней два алтаря: главный во имя Воскресения Христова и придел во имя Николая. Высоко расположены узкие, длинные окна. Огромная серебряная люстра тяжело нависла над серединою церкви».

Р. М. Крымов также отметил характерную особенность в этой церкви — ее звон: «Этот звон не стелится,  словно густой, дорогой бархат, по самой земле, дрожа и сотрясая воздух, как столичный, звон. Не ревет в высоте, подобно пароходной сирене в море, как Киевский звон, не тенькает ровно и прозрачно, как звон в северных русских селах над одинокими погостами, — он радостно слетает с колокольни, как выпущенная из клетки птица, и бесконечно долго вьется в воздухе».

Кирпичное, оштукатуренное и побеленное здание Воскресенской церкви расположено почти у самого въезда в станицу.

Церковь занимает обширный участок неправильной формы. Со строительством Воскресенского храма большую выразительность приобретает силуэт станицы.

Прекрасный вид на храм открывается с левого берега Дона. К сожалению, поздние пристройки исказили первоначальный внешний облик церкви Воскресения. Пристроенные с юга апсиды, дьяконик нарушили симметрию плана.

Каменная церковь в Усть-Медведицкои станице получила традиционную форму «восьмерик на четверике». Восьмерик венчается высоким граненым барабаном с вытянутым фонариком и главкой с крестом. Вместе с тем она отличается от церкви Сретения в станице Михайловской. Воскресенская церковь наглядно иллюстрирует отличие трактовки главного объема, где высокое, открытое пространство перекрыто восьмилотковым сводом, и переход от двусветного четверика к восьмерику осуществлен через трехступенчатые тромпы. Новое конструктивное решение (трехступенчатые тромпы) было вызвано другой трактовкой стен четверика, которые завершаются по-барочному изогнутыми, лучковыми карнизами.

План Воскресенской церкви получил более выразительную продольную ось «запад-восток» за счет увеличения трапезной. В Сретенской церкви в станице Михайловской она в две оси, здесь же в три. Там трапезная освобождена от несущих столбов и перекрыта цилиндрическим сводом, что характерно для русских храмов XVII в. Существенным отличием трапезной Воскресенской церкви является то, что она четырехстолпная, перекрыта четырехлотковыми и полусомкнутыми сводами. Кроме этого, церковь получила полукруглую апсиду вместо граненой.

Во дворе церкви напротив апсиды был похоронен атаман Войска Донского генерал от кавалерии М. Г. Власов. В 1848 г. на его могиле был поставлен памятник в виде колонны из черного мрамора на сером гранитном подии. На колонне был расположен бюст покойного, который сейчас утрачен.

Ценным архитектурным дополнением к храму стала ограда, которая была возведена одновременно со строительством храма в XVIII в., с четырьмя- тремя- и однопролетными воротами по сторонам света, выполненными в духе древнерусской архитектуры.

Серебряная В. В. «Культовое зодчество Волгоградской области». Волгоград, 2002