Региональный каталог ОКН

Могила Героя Советского Союза летчика Серогородского В.А., Палласовский район, г. Палласовка

Воинское
захоронение

Адрес объекта

Российская Федерация, Южный федеральный округ, Волгоградская область, Палласовский район, г. Палласовка, парк
50.047226,46.880110

Основные сведения об объекте

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Номер в ЕГРОКН
  • Кадастровый номер
    -
  • Собственность
    -
  • Отв. организация
    -
  • Год создания
    1919-1942 гг., 1953 г.
  • Автор(ы)
    -
  • Статус охраны
    Охраняется государством
  • Состояние
    Нет данных

Документы по охране объекта

Карточка воинского захоронения

Историческая справка

Василий Александрович Серогородский родился в деревне Германов Починок Солигаличского района. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у сестры Аполлинарии Александровны. Свои юношеские годы он провёл в деревне Харитонов Починок.

Окончив 5 классов, Василий уехал в Ленинград, к другой сестре — Галине. Здесь он поступил в школу фабзавуча, получил специальность токаря, работал на одном из ленинградских заводов — Балтийском. Одновременно стал посещать аэроклуб, где увлёкся планеризмом, парашютным спортом, мечтал об авиации. Добровольцем Василий уходит в Красную Армию и вскоре становится курсантом Запорожской, а затем и Борисоглебской военно — авиационной школы пилотов.

Незадолго до войны младший лейтенант Серогородский прибыл в 69-й истребительный полк, дислоцировавшийся в Одессе. Здесь начался его боевой путь.

Полк, в командование которым вскоре вступил лётчик, герой боёв в Испании майор Л. Л. Шестаков, приступил к освоению новой техники. Пилоты по сигналу боевой тревоги совершенствовали взаимодействие с наземными частями, зенитчиками, кораблями Черноморского флота, учились слаженно летать парами, звеньями, совершенствовали технику боя, метко стреляли.

Лётчики изо дня в день совершенствовали своё мастерство. В канун Великой Отечественной войны полк представлял из себя отлично подготовленную боевую единицу, оснащённую истребителями И-16.

В воздушном сражении за Одессу советские лётчики выдержали суровый экзамен на боевую зрелость. Все 69 дней героической обороны Одессы (с 10 Августа по 16 Октября 1941 года) в очень сложной обстановке они бомбили окружившие город вражеские войска, вели воздушные бои с противником, сбрасывали парашютные десанты, защищали от вражеских налётов корабли, поддерживающие наземные войска и вывозящие оборудование и гражданское население. Постепенно рос и счёт сбитых самолётов противника. По несколько побед одержали Алексей Маланов, Агей Елохин, Юрий Рыкачев, Семён Куница. После одного из боёв появилась красная звёздочка и на фюзеляже самолёта Василия Серогородского.

Командир звена В. А. Серогородский смело водил своих лётчиков на штурмовку позиций германских и румынских войск. Звено наносило удары по живой силе противника, огневым точкам, коннице, вражеским тылам. При превосходстве вражеской авиации в воздухе часто одному советскому истребителю приходилось вести бой против 3 — 4, а то и 5 «Мессеров».

Летавший вместе с Серогородским молодой лётчик, а впоследствии Генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза Павел Яковлевич Головачёв вспоминает: «Летали мы последние дни с городского ипподрома, где с помощью рабочих Одессы и нашего личного состава сделали взлётно-посадочную полосу. Садились и взлетали под артогнём, но не унывали. Иногда по 6 — 7 боевых вылетов в день делали. Сразу же после взлёта штурмовали войска противника, а затем вступали в воздушные бои».

Летать становилось с каждым днём всё труднее. Длина полосы маловата, грунт мягкий. Чтобы взлететь или произвести посадку, да ещё ночью, надо быть поистине виртуозом. Справа и слева теснятся домики, высятся телеграфные столбы, опутанные проводами. Самолёт при взлёте и посадке идёт, чуть не касаясь крыш близлежащих домов.

Вспоминает П. Я. Головачёв: «Очень успешно действовала шестёрка самолётов под руководством В. А. Серогородского. 19 Августа 1941 года они в первом же вылете образовали настоящую свалку на путях подхода румынской конницы. Прилетев на аэродром, Серогородский доложил обстановку и быстро подготовил самолёты к вылету. Пошла новая группа, которая и завершила разгром вражеской конницы… В боях за Одессу мы сбили 94 самолёта противника, потеряли 30».

Редели ряды воздушных бойцов. Вслед за комэском капитаном М. Асташкиным, комиссаром эскадрильи С. Куницей не вернулись с задания молодые лётчики Михаил Шилов, Алексей Маланов, столкнулись в облаках при разгроме вражеского авиадесанта пилоты Стребков и Щепоткин.

Оставшиеся в живых дрались за двоих, за троих. Командир звена В. Серогородский часто ходил на штурмовку вражеских войск, вылетал на разведку, сопровождал бомбардировщиков. Имея 139 боевых вылетов, он участвовал в 21 воздушном бое, при этом лично сбил 2 самолёта противника и 4 в группе с товарищами. За проявленную храбрость и героизм, за отличное выполнение боевых заданий Василий был награждён орденом Красного Знамени. А вскоре после перелёта из оставленной по приказу командования Одессы в Крым, когда Серогородский в числе немногих «перескочил» на видавшем виды «Ишачке» через море и благополучно сел на крымской земле, лейтенант узнал, что за бои в городе он представлен к званию Героя Советского Союза.

11 Февраля 1942 года в газете «Правда» появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза 14 героям — лётчикам. В Указе и в передовой статье «Гордость советского народа» называлось и имя Василия Александровича Серогородского. Тут же была помещена корреспонденция «Герои Советского Союза», в которой после рассказа о мастерах штурмовок лётчиках полка А. А. Елохине и И.Г. Королёве, военкоме авиачасти С. А. Кунице сообщалось: «Семья Героев Советского Союза пополнилась группой лётчиков — истребителей. Каждый из них имеет на своём счету по нескольку сбитых вражеских самолётов. Старшие лейтенанты А. А. Маланов и П. В. Полоз, капитан Ю. Б. Рыкачев, лейтенант B. А. Серогородский славятся как отважные и искусные воздушные бойцы».

Кровопролитные бои разгорелись на подступах к Волге у Сталинграда. Немецкие войска стремились во что бы то ни стало выйти к реке. Их поддерживал 4-й Воздушный флот — гордость фашистской авиации.

Прибыли в этот район и наиболее стойкие советские авиачасти, в том числе полк Шестакова, получивший новую материальную часть — истребители Як-1.

Ветераны полка — асы одесской обороны на новых быстроходных машинах с первых же встреч в волжском небе стали грозой для противника. В первую же неделю боёв они уничтожили 30 вражеских самолётов. «Под Сталинград, — вспоминает бывший офицер штаба истребительного авиационного соединения Гвардии Полковник запаса С. А. Подружко, — была брошена часть «бриллиантовой молодёжи», обслуживавшей ПВО Берлина. Но наши соколы не пасовали, самоотверженно громили врага».

Старший лейтенант В. Серогородский командовал здесь уже эскадрильей. Он участвовал во многих схватках в небе, учил молодых пилотов бить врага наверняка. Вспоминает ветеран полка П. Я. Головачёв: «Когда он вёл группу на задание, то очень умело строил боевой порядок, что обеспечивало успех в бою. Он никогда не чувствовал усталости, даже после выполненных им 6 — 7 боевых вылетов, всегда был весел и задавал тон всему составу эскадрильи. В самые тяжёлые дни боёв под Сталинградом он находил время писать письма своей сестре. Часто ей отправлял переводы и много о ней говорил. Этот пример говорит о человечности и любви к людям. Не помню случая, чтобы он был чем-то угнетён или подавлен. При неудачах в бою он тщательно анализировал этот бой, разбирал его до мелочей, делал нужные выводы: «Завтра обязательно собьём больше немецких стервятников, отомстим за наших друзей».

В полку хорошо помнили случай, когда Василий Серогородский задался целью «поймать» немецкий двухфюзеляжный самолёт — разведчик FW-189 — «Раму» и посадить его на нашей территории. Свой замысел комэск блестяще осуществил. Умелыми маневрами он прижал врага к земле, заставил его расстрелять весь боекомплект, а затем, пойдя на мнимый таран, принудил немецкого разведчика сесть за Волгой.

Вражеская авиация всё чаще теряла своё преимущество и, наконец, к концу битвы на Волге окончательно утратила его. В ноябре 1942 года армия фельдмаршала Паулюса оказалась в окружении. Начались бои по уничтожению окружённой группировки. Жаркие схватки разгорелись и в воздухе.

24 Декабря 1942 года В. А. Серогородский, имевший на счету уже 10 сбитых самолётов противника, погиб при исполнении служебных обязанностей.

Дважды Герой Советского Союза В. Д. Лавриненков в своей книге «Возвращение в небо» пишет: «Вскоре нас с командиром эскадрильи Героем Советского Союза Василием Серогородским послали на По-2 в Казахстан, чтобы перегнать оттуда отремонтированный «Як». Нас встретили там как желанных гостей. Перегонять машину предстояло Серогородскому, и он пожелал сразу облетать её. Тогда-то и произошло непоправимое… Трудно бывает иногда объяснить причину несчастья. Мы вместе осмотрели самолёт, на земле опробовали мотор. Василий сел в кабину. У него было хорошее настроение. Как случилось, что лётчик-фронтовик, прошедший ад обороны Одессы и Сталинграда, пилотируя над тихим селом, потерял чувство расстояния и после выполнения сложной фигуры врезался в землю, я не берусь объяснить… Похоронив своего однополчанина, я возвратился в полк на По-2. Посылать кого — то за «Яком» уже не было смысла…».

По информации райвоенкомата на 2014 год в «Могиле Героя Советского Союза летчика Серогородского В.А.», 1919-1942 гг., 1953 г, расположенной по адресу: Волгоградская область, Палласовский район, г. Палласовка, парк, захоронен Герой Советского Союза майор Василий Александрович Серогородский, 21.01.1919 г.р. Первоначально могила Героя Советского Союза находилась в с. Житкур. Надмогильное сооружение представляло собой пирамидальный деревянный обелиск. В 1953 году состоялось открытие нового памятника в виде фигуры летчика на бетонном постаменте, облицованном мрамором. Автор тиражированной скульптуры «Летчик» — скульптор Круглов.