Могила Героя Советского Союза летчика Серогородского В.А., Палласовский район, г. Палласовка
захоронение
Адрес объекта
Основные сведения об объекте
- КатегорияПамятник истории регионального значения
- Вид объектаПамятник
- Номер в ЕГРОКН
- Кадастровый номер-
- Собственность-
- Отв. организация-
- Год создания1919-1942 гг., 1953 г.
- Автор(ы)-
- Статус охраныОхраняется государством
- СостояниеНет данных
Документы по охране объекта
- Гос. регистрация ОКН
- -
- Факт охраны
- Предмет охраны
- Зоны охраны
- Границы территории
- Паспорт или охранное обязательство
- -
- Прочие документы
Карточка воинского захоронения
Историческая справка
Василий Александрович Серогородский родился в деревне Германов Починок Солигаличского района. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у сестры Аполлинарии Александровны. Свои юношеские годы он провёл в деревне Харитонов Починок.
Окончив 5 классов, Василий уехал в Ленинград, к другой сестре — Галине. Здесь он поступил в школу фабзавуча, получил специальность токаря, работал на одном из ленинградских заводов — Балтийском. Одновременно стал посещать аэроклуб, где увлёкся планеризмом, парашютным спортом, мечтал об авиации. Добровольцем Василий уходит в Красную Армию и вскоре становится курсантом Запорожской, а затем и Борисоглебской военно — авиационной школы пилотов.
Незадолго до войны младший лейтенант Серогородский прибыл в 69-й истребительный полк, дислоцировавшийся в Одессе. Здесь начался его боевой путь.
Полк, в командование которым вскоре вступил лётчик, герой боёв в Испании майор Л. Л. Шестаков, приступил к освоению новой техники. Пилоты по сигналу боевой тревоги совершенствовали взаимодействие с наземными частями, зенитчиками, кораблями Черноморского флота, учились слаженно летать парами, звеньями, совершенствовали технику боя, метко стреляли.
Лётчики изо дня в день совершенствовали своё мастерство. В канун Великой Отечественной войны полк представлял из себя отлично подготовленную боевую единицу, оснащённую истребителями И-16.
В воздушном сражении за Одессу советские лётчики выдержали суровый экзамен на боевую зрелость. Все 69 дней героической обороны Одессы (с 10 Августа по 16 Октября 1941 года) в очень сложной обстановке они бомбили окружившие город вражеские войска, вели воздушные бои с противником, сбрасывали парашютные десанты, защищали от вражеских налётов корабли, поддерживающие наземные войска и вывозящие оборудование и гражданское население. Постепенно рос и счёт сбитых самолётов противника. По несколько побед одержали Алексей Маланов, Агей Елохин, Юрий Рыкачев, Семён Куница. После одного из боёв появилась красная звёздочка и на фюзеляже самолёта Василия Серогородского.
Командир звена В. А. Серогородский смело водил своих лётчиков на штурмовку позиций германских и румынских войск. Звено наносило удары по живой силе противника, огневым точкам, коннице, вражеским тылам. При превосходстве вражеской авиации в воздухе часто одному советскому истребителю приходилось вести бой против 3 — 4, а то и 5 «Мессеров».
Летавший вместе с Серогородским молодой лётчик, а впоследствии Генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза Павел Яковлевич Головачёв вспоминает: «Летали мы последние дни с городского ипподрома, где с помощью рабочих Одессы и нашего личного состава сделали взлётно-посадочную полосу. Садились и взлетали под артогнём, но не унывали. Иногда по 6 — 7 боевых вылетов в день делали. Сразу же после взлёта штурмовали войска противника, а затем вступали в воздушные бои».
Летать становилось с каждым днём всё труднее. Длина полосы маловата, грунт мягкий. Чтобы взлететь или произвести посадку, да ещё ночью, надо быть поистине виртуозом. Справа и слева теснятся домики, высятся телеграфные столбы, опутанные проводами. Самолёт при взлёте и посадке идёт, чуть не касаясь крыш близлежащих домов.
Вспоминает П. Я. Головачёв: «Очень успешно действовала шестёрка самолётов под руководством В. А. Серогородского. 19 Августа 1941 года они в первом же вылете образовали настоящую свалку на путях подхода румынской конницы. Прилетев на аэродром, Серогородский доложил обстановку и быстро подготовил самолёты к вылету. Пошла новая группа, которая и завершила разгром вражеской конницы… В боях за Одессу мы сбили 94 самолёта противника, потеряли 30».
Редели ряды воздушных бойцов. Вслед за комэском капитаном М. Асташкиным, комиссаром эскадрильи С. Куницей не вернулись с задания молодые лётчики Михаил Шилов, Алексей Маланов, столкнулись в облаках при разгроме вражеского авиадесанта пилоты Стребков и Щепоткин.
Оставшиеся в живых дрались за двоих, за троих. Командир звена В. Серогородский часто ходил на штурмовку вражеских войск, вылетал на разведку, сопровождал бомбардировщиков. Имея 139 боевых вылетов, он участвовал в 21 воздушном бое, при этом лично сбил 2 самолёта противника и 4 в группе с товарищами. За проявленную храбрость и героизм, за отличное выполнение боевых заданий Василий был награждён орденом Красного Знамени. А вскоре после перелёта из оставленной по приказу командования Одессы в Крым, когда Серогородский в числе немногих «перескочил» на видавшем виды «Ишачке» через море и благополучно сел на крымской земле, лейтенант узнал, что за бои в городе он представлен к званию Героя Советского Союза.
11 Февраля 1942 года в газете «Правда» появился Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза 14 героям — лётчикам. В Указе и в передовой статье «Гордость советского народа» называлось и имя Василия Александровича Серогородского. Тут же была помещена корреспонденция «Герои Советского Союза», в которой после рассказа о мастерах штурмовок лётчиках полка А. А. Елохине и И.Г. Королёве, военкоме авиачасти С. А. Кунице сообщалось: «Семья Героев Советского Союза пополнилась группой лётчиков — истребителей. Каждый из них имеет на своём счету по нескольку сбитых вражеских самолётов. Старшие лейтенанты А. А. Маланов и П. В. Полоз, капитан Ю. Б. Рыкачев, лейтенант B. А. Серогородский славятся как отважные и искусные воздушные бойцы».
Кровопролитные бои разгорелись на подступах к Волге у Сталинграда. Немецкие войска стремились во что бы то ни стало выйти к реке. Их поддерживал 4-й Воздушный флот — гордость фашистской авиации.
Прибыли в этот район и наиболее стойкие советские авиачасти, в том числе полк Шестакова, получивший новую материальную часть — истребители Як-1.
Ветераны полка — асы одесской обороны на новых быстроходных машинах с первых же встреч в волжском небе стали грозой для противника. В первую же неделю боёв они уничтожили 30 вражеских самолётов. «Под Сталинград, — вспоминает бывший офицер штаба истребительного авиационного соединения Гвардии Полковник запаса С. А. Подружко, — была брошена часть «бриллиантовой молодёжи», обслуживавшей ПВО Берлина. Но наши соколы не пасовали, самоотверженно громили врага».
Старший лейтенант В. Серогородский командовал здесь уже эскадрильей. Он участвовал во многих схватках в небе, учил молодых пилотов бить врага наверняка. Вспоминает ветеран полка П. Я. Головачёв: «Когда он вёл группу на задание, то очень умело строил боевой порядок, что обеспечивало успех в бою. Он никогда не чувствовал усталости, даже после выполненных им 6 — 7 боевых вылетов, всегда был весел и задавал тон всему составу эскадрильи. В самые тяжёлые дни боёв под Сталинградом он находил время писать письма своей сестре. Часто ей отправлял переводы и много о ней говорил. Этот пример говорит о человечности и любви к людям. Не помню случая, чтобы он был чем-то угнетён или подавлен. При неудачах в бою он тщательно анализировал этот бой, разбирал его до мелочей, делал нужные выводы: «Завтра обязательно собьём больше немецких стервятников, отомстим за наших друзей».
В полку хорошо помнили случай, когда Василий Серогородский задался целью «поймать» немецкий двухфюзеляжный самолёт — разведчик FW-189 — «Раму» и посадить его на нашей территории. Свой замысел комэск блестяще осуществил. Умелыми маневрами он прижал врага к земле, заставил его расстрелять весь боекомплект, а затем, пойдя на мнимый таран, принудил немецкого разведчика сесть за Волгой.
Вражеская авиация всё чаще теряла своё преимущество и, наконец, к концу битвы на Волге окончательно утратила его. В ноябре 1942 года армия фельдмаршала Паулюса оказалась в окружении. Начались бои по уничтожению окружённой группировки. Жаркие схватки разгорелись и в воздухе.
24 Декабря 1942 года В. А. Серогородский, имевший на счету уже 10 сбитых самолётов противника, погиб при исполнении служебных обязанностей.
Дважды Герой Советского Союза В. Д. Лавриненков в своей книге «Возвращение в небо» пишет: «Вскоре нас с командиром эскадрильи Героем Советского Союза Василием Серогородским послали на По-2 в Казахстан, чтобы перегнать оттуда отремонтированный «Як». Нас встретили там как желанных гостей. Перегонять машину предстояло Серогородскому, и он пожелал сразу облетать её. Тогда-то и произошло непоправимое… Трудно бывает иногда объяснить причину несчастья. Мы вместе осмотрели самолёт, на земле опробовали мотор. Василий сел в кабину. У него было хорошее настроение. Как случилось, что лётчик-фронтовик, прошедший ад обороны Одессы и Сталинграда, пилотируя над тихим селом, потерял чувство расстояния и после выполнения сложной фигуры врезался в землю, я не берусь объяснить… Похоронив своего однополчанина, я возвратился в полк на По-2. Посылать кого — то за «Яком» уже не было смысла…».
По информации райвоенкомата на 2014 год в «Могиле Героя Советского Союза летчика Серогородского В.А.», 1919-1942 гг., 1953 г, расположенной по адресу: Волгоградская область, Палласовский район, г. Палласовка, парк, захоронен Герой Советского Союза майор Василий Александрович Серогородский, 21.01.1919 г.р. Первоначально могила Героя Советского Союза находилась в с. Житкур. Надмогильное сооружение представляло собой пирамидальный деревянный обелиск. В 1953 году состоялось открытие нового памятника в виде фигуры летчика на бетонном постаменте, облицованном мрамором. Автор тиражированной скульптуры «Летчик» — скульптор Круглов.