Могила летчика-курсанта Сергея Танова, погибшего в воздушном бою в период Сталинградской битвы, Палласовский район, г. Палласовка
захоронение
Адрес объекта
Основные сведения об объекте
- КатегорияПамятник истории регионального значения
- Вид объектаПамятник
- Номер в ЕГРОКН
- Кадастровый номер-
- Собственность-
- Отв. организация-
- Год созданияоктябрь 1942 г., 1962 г.
- Автор(ы)-
- Статус охраныОхраняется государством
- СостояниеНет данных
Документы по охране объекта
- Гос. регистрация ОКН
- -
- Факт охраны
- Предмет охраны
- Зоны охраны
- Границы территории
- Паспорт или охранное обязательство
- -
- Прочие документы
Карточка воинского захоронения
Историческая справка
Сергей Фортунатович Танов в 1942 году закончил Качинскую авиационную школу и остался в ней летчиком – инструктором. Старшина Сергей Танов родом из Москвы, был среднего роста, ему было неполных 19 лет.
Ка́чинское вы́сшее вое́нное авиацио́нное учи́лище лётчиков являлось одним из ведущих поставщиков военных лётчиков для воздушного флота Российской Империи, Военно-Воздушных сил (ВВС) СССР и Российской Федерации с 1910 по 1998 год.
Качинское высшее военное авиационное ордена Ленина Краснознаменное училище летчиков всегда было гордостью ВВС России, созданное на добровольные пожертвования граждан России 21 ноября 1910 года. В ее создании огромная заслуга и роль Великого Князя Александра Михайловича Романова.
В период с 1921 по 1941 год Качинским училищем (далее сокращенно — Кача) было подготовлено свыше 9000 пилотов. В 1940 году только до сентября дипломы военных летчиков получили 1100 человек, до конца года еще 440. Кача получила новейший истребитель И-16.
В период Великой Отечественной войны за вторую половину 1941 года Кача дала фронту 824 летчика, что позволило укомплектовать две воздушные армии, в том числе и 8-ю Воздушную Армию. 8-я Воздушная Армия была создана буквально за месяц до начала Сталинградской битвы. В составе 434-го истребительного авиационного полка под командованием качинца майора Ивана Ивановича Клещева и полка бомбардировщиков Пе-2 под командованием подполковника Ивана Семеновича Полбина входили в особую авиационную группу, которой командовал полковник Василий Иосифович Сталин — тоже выпускник Качи.
В конце августа — начале сентября 1942 года приказом командования округа была создана вторая авиационная группа из 18 Як-1. Командиром этой группы из 70 человек был назначен опытнейший летчик школы майор Ф.К. Гайдамак, а инженером — инженер-преподаватель учебного отдела Должсшский. Местом базирования группы стал полевой аэродром у деревни Вифлянцево (24 км юго-западнее Камышина). Оперативно она вошла в подчинение командира истребительной дивизии 8-й Воздушной армии. Боевой задачей группы стало прикрытие от воздушного противника территории города Камышина, переправ через Волгу от Золтова до Дубовки и железнодорожного участка «Поворино—Сталинград», на котором сосредоточивались базы складов боеприпасов, горючего, а также проходила выгрузка артиллерии, танков и личного состава соединений. В течение первых 20 суток летчики группы совершили более 250 боевых вылетов (10—14 в день) ведения разведки наземных сил противника и защиты от фашистской авиации обороняемых объектов. Полеты качинцы совершали умело, геройски противодействуя в воздухе немецким асам. Дежурство в воздухе, как и на земле, велось беспрерывно. На смену одному самолету в воздух тут же поднимался другой.
В период Сталинградской битвы на северо-западной окраине Палласовки базировались учебные самолеты Качинской авиационной школы. Летчикам- инструкторам под командованием Гайдамакина была поставлена задача вести борьбу с разведчиками противника на участке Урбах – Эльтон (250 км).
Основной задачей было прикрытие бомбардировщиков Пе-2, которые ежедневно совершали по 5-7 боевых вылетов на штурмовку войск противника. Полк был укомплектован полностью. Почти половина летного состава была сформирована из выпускников Качинской Краснознаменной школы летчиков. К моменту начала Сталинградской битвы по личному отбору В. Сталина сюда прибыли служить 9 летчиков-инструкторов из Качи, в том числе Сергей Танов.
Для повышения эффективности боевой работы 8-й Воздушной Армии много сделал ее командир генерал Т.Т. Хрюкин. По его приказу впервые под Сталинградом была развернута система пунктов управления авиацией в бою: в наземных войсках располагались авиационные наблюдатели с радиостанциями, которые и корректировали действия самолетов. К его решениям можно также отнести организацию 32 ложных аэродромов, которые периодически бомбила вражеская авиация, формирование из асов 9-го гвардейского и 434-го истребительных полков, чьи летчики стали Героями Советского Союза в боях с элитными вражескими соединениями «Удет» и «Ас-Пик»[1].
В период Сталинградской битвы на вооружении воздушных армий было 14 моделей советских самолетов, которые принимали непосредственное участие в Сталинградской битве на разных ее этапах. Это самолеты: Пе-2 , Су-2, Ил-2, ЛаГГ-3,По-2, Як-1, Як-7б, Ла-5, Як-7, Ил-4 ,Ли-2, ПР-5, ПС-7, ПС-35 С,С-2.
18 сентября в зону, охраняемую группой, в районе Палласовки проник с целью ведения разведки вражеский «Юнкерса – 88»; его перехватил и вступил в бой летчик-качинец старшина С.А. Танов[2]. Бортовые стрелки врага умело отбивали атаки нашего «ястребка». Израсходовав боекомплект, Танов решил таранить врага. Подойдя вплотную к немецкому самолету, летчик винтом ударил по правому крылу врага, самолет упал возле озера Эльтон. Среди обломков была обнаружена фотоаппаратура с отснятой вражеским разведчиком пленкой. Из обоих самолетов никто не спасся, на глазах палласовцев они рухнули на землю. Посмертно С.Ф. Танов был награжден орденом боевого Красного Знамени. Герой-качинец был похоронен на городском кладбище города Палласовки.
Из книги В. Пунтуса «Крылья Качи»: «Прошло несколько дней, и качинцы узнали о подвиге летчика новой боевой группы старшины Танова. Случилось это в один из первых вылетов молодого летчика. Патрулируя невдалеке от аэродрома, он заметил фашистского разведчика. По всему было видно, что гитлеровец возвращался с задания. «Значит собрал, гад, сведения о наших частях, — решил Танов и бросился в погоню за вражеским разведчиком. Поединок затянулся, у советского пилота вышли боеприпасы. Тогда Танов смело ринулся на врага и отсек винтом крыло фашистского самолета. Вражеский разведчик камнем пошел вниз. Погиб в этом бою и старшина Танов. Он знал на какой риск шел, и не пожалел самое дорогое, что есть у человека- жизнь, чтобы задержать врага, сорвать его замыслы. Было страшно тяжело видеть бездыханным того, кто только начал свою летную жизнь, жизнерадостного, смелого Танова. Не один старый летчик смахнул в эту минуту скупую солдатскую слезу. Но это была героическая смерть. А героев не оплакивают, ими гордятся, их пример воодушевляет на новые славные дела во имя Отчизны»[3].
По оценке генерала Т. Т. Хрюкина, данной им 7 марта 1943 года в Директиве о порядке ведения дальнейших боевых действий на основе опыта, накопленного в Сталинградской битве, период борьбы за Сталинград стал для частей Воздушной Армии периодом выработки и овладения новыми тактическими приемами и формами боевого применения своих самолетов.
Появление методики ведения воздушных боев в районе Сталинграда сыграло большую роль в дальнейшем повышении боевой способности летного состава на новом этапе боев — на ближних подступах к Сталинграду. Особенно важным было значение этой методики для вновь прибывавшего летного состава.
Выделение специальной группы летчиков-истребителей для уничтожения бомбардировщиков над городом вносило специализацию в боевое применение истребительной авиации, способствовало повышению эффективности борьбы с бомбардировщиками противника и в дальнейшем часто применялось в целях завоевания господства в воздухе.
По информации райвоенкомата на 2014 год в «Могиле летчика-курсанта Сергея Танова, погибшего в воздушном бою в период Сталинградской битвы», 1919-1962 гг., 1953 г, расположенной по адресу: Волгоградская область, Палласовский район, г. Палласовка, кладбище, захоронен старшина, курсант Качинского авиаучилища Танов Сергей Фортунатович , 1920 г.р., погибшего 18 сентября 1942 года при выполнении тарана немецкого самолета «Юнкерс – 88».
[1] Губин Б.А., Киселев В.Д. Восьмая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1980.
[2] В. Пунтус «Крылья Качи»; Нижне-Волжское кн. изд-во, 1970
[3] В. Пунтус «Крылья Качи»; Нижне-Волжское кн. изд-во, 1970, стр. 130.