Могила летчика В.Р. Серова, погибшего в период Сталинградской битвы, г. Фролово, п. Грачи

Адрес объекта
geo%3A49.786937%2C43.630454
Российская Федерация, Волгоградская область, Фроловский район, г. Фролово, мкр Грачи

Карточка объекта

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Номер в ЕГР ОКН
    341711123610005
  • Год постройки
    1942 г., 1958 г.
  • Авторы
    Нет данных
  • Статус охраны
    Под охраной государства
  • Сocтояние
    Нет данных
  • Паспорт объекта / охранное обязательство
    Отсутствует

Описание объекта

Историческая справка

Статус хутора Грачи со временем изменялся: статус хутора — с 1930 года; статус посёлка — с 1976 года; включен в состав города — в 1983 году[1]; статус микрорайона — с 2004 года.

В настоящее время Грачи — микрорайон города Фролово Волгоградской области России.

В начале Сталинградской битвы гитлеровцы временно имели количественное превосходство в авиации. Шла решительная битва за Сталинград, и фашистская авиация особенно неистовствовала. Советские летчики противопоставили фашистам свое мастерство и умение, свою несгибаемую волю к победе.

Мужественно и умело действовали под Сталинградом летчики-штурмовики[2]. Известно, что на первом этапе боев за Сталинград штурмовикам приходилось действовать в трудных условиях. Фашистские «мессершмитты», пользуясь временным количественным преимуществом, налетали большими группами, пытаясь воспрепятствовать нашим штурмовикам.

Но, несмотря на это, советские штурмовики при поддержке истребителей наносили сокрушительные удары по врагу, помогая своим наземным войскам. Наши воины, защищая город, стояли насмерть. Грозные «Ильюшины» появлялись над немецкими позициями, поражая их бомбами и огнем из пушек и пулеметов. Эскадрильи штурмовиков делали по 3 — 4 боевых вылета в день. Враг нес огромные потери.

В этот период конструкторские коллективы Героев Социалистического Труда А. С. Яковлева и С. А. Лавочкина создали новые образцы боевых самолетов-истребителей Як-7 и Ла-5.

На вооружение авиационных частей, действовавших под Сталинградом, начали поступать качественно новые самолеты. На самолете конструкции Яковлева было разработано новое крыло совершенно оригинальной конструкции: деревянная обшивка крепилась к металлическим лонжеронам. Это позволило снизить вес самолета и найти пути к улучшению его аэродинамических качеств.

Серия самолетов Яковлева была построена в кратчайший срок. Первый авиаполк, укомплектованный этими машинами, был погружен в эшелон в глубоком тылу и за пять суток доставлен под Сталинград.

19 ноября 1942 г. началось наступление Юго-Западного, Донского и Сталинградского фронтов.

Советская авиация активно содействовала наступавшим наземным соединениям Советской Армии в уничтожении вражеской группировки Манштейна, которая пыталась помочь окруженным фашистским дивизиям разорвать кольцо окружения. Подразделения бомбардировщиков и штурмовиков под надежным прикрытием истребителей по нескольку раз в день вылетали на штурм врага. И днем, и ночью наши летчики бомбили и штурмовали гитлеровские бронетанковые части. Кольцо вокруг фашистских войск сжималось все теснее.

Об успехах воздушной блокады, осуществлявшейся советской авиацией во время контрнаступления, можно судить по такому факту: всего лишь за неделю, с 20 по 26 декабря 1942 года, наши летчики в воздушных боях и на аэродромах уничтожили 176 самолетов противника, в том числе непосредственно в районе Сталинграда 70 вражеских транспортных самолетов.

За время воздушной блокады находившихся в котле фашистских войск наши летчики обили более 450, а на аэродромах уничтожили и повредили не менее 400 самолетов[3].

Советские летчики разработали и широко применяли множество новых эффективных способов борьбы. Впервые в истории авиации под Сталинградом был применен способ непрерывного огневого воздействия с воздуха на поле боя. Эффект такого воздействия получался исключительный. Эшелонированное появление над полем боя штурмовиков и бомбардировщиков под прикрытием истребителей заставляло немцев прижиматься к земле, прекращать или вести неприцельный огонь.

K числу новых эффективных приемов борьбы следует отнести отлично налаженное управление воздушным боем по радио. В августе 1942 г. под Сталинградом был развернут первый командный пункт по управлению авиацией над полем боя. Спустя некоторое время такие пункты уже появились повсюду.

Хорошо налаженное взаимодействие между родами авиации, а также между авиацией и наземными войсками позволило прочно блокировать с воздуха окруженные войска противника[4].

В период Великой Отечественной войны в х. Грачи базировался полевой подвижной госпиталь ППГ № 968 (ноябрь 1942 г. – апрель 1943 г.). Умерших от ран советских воинов хоронили в братских могилах.

По информации на 2014 год в «Могиле летчика Серова В.Р., погибшего в период Сталинградской битвы», 1942 г., 1958 г., расположенной по адресу: Волгоградская область, Фроловский район, г. Фролово, мкр Грачи, захоронен летчик Серов Василий Романович, 1922 года рождения, погиб в 1942 году.

[1] Администрация городского округа города Фролово

[2] Источник и подробности: http://www.airaces.ru/stati/sovetskie-ljotchiki-v-stalingradskojj-bitve.html

 

[3] Источник и подробности: http://www.airaces.ru/stati/sovetskie-ljotchiki-v-stalingradskojj-bitve.html

[4] Источник и подробности: http://www.airaces.ru/stati/sovetskie-ljotchiki-v-stalingradskojj-bitve.html

Актуальность информации
Последнее изменение данных об объекте: 24 сентября, 2022 в 19:49
Поделитесь этой страницей: