Вокзал и станционные сооружения, Волгоград, Красноармейский район

Адрес объекта
geo%3A48.519740%2C44.512052
Российская Федерация, Волгоградская область, г. Волгоград, Красноармейский район, ул. Арсеньева, 50

Карточка объекта

  • Категория
    Памятник архитектуры и градостроительства регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Код объекта
    341610134330015
  • Год постройки
    1894-1899 гг.
  • Авторы
    Нет данных
  • Статус охраны
    Под охраной государства
  • Сocтояние
    Хорошее
  • Паспорт объекта
    Отсутствует

Документы по охране объекта

Описание объекта

Вокзал станции Сарепта

Самой крупной из всех пригородных станций, расположенных на юге Царицынского уезда, была станция Сарепта; она также, как и другие, находилась в отдалении от одноимённого поселения. Развитие бывшей немецкой колонии в конце XIX века почти остановилось. Размещение железнодорожных станций Бекетовская, Ельшанская и Сарепта рядом с берегом Волги быстро стало превращать их в крупные перевалочные центры. В Сарепте одновременно со строительством железной дороги строился Сарептский порт, главный порт Тихорецкой линии на Волге.

Здание вокзала расположено на железнодорожной станции Сарепта, в Красноармейском районе Волгограда. Главный, северо-восточный фасад ориентирован на улицу Арсеньева, юго-западный – на пассажирскую платформу. В настоящее время станция Сарепта, как и станции Волгоград-II, Бекетовская и Ельшанская, входит в состав Приволжской железной дороги АО «РЖД».

В результате историко-архивных и архитектурных исследований, выполненных в 2016 году проектно-изыскательским институтом «Саратовжелдорпроект» в рамках проекта «Капитальный ремонт здания вокзала ст. Ельшанка, здания багажного отделения ст. Ельшанка, здания вокзала ст. Сарепта, здания багажного отделения ст. Сарепта (здание вокзала ст. Сарепта)», установлено:

Здание вокзала представляет собой одноэтажное с подвалом, кирпичное, прямоугольное в плане сооружение, размером 51,2×15 м. Год постройки 1896 г., архитектор, автор проекта не установлен. Главные входы  находятся в центре, в повышенной части здания, подчеркивая вестибюльную группу помещений. По обеим сторонам от вестибюля расположены зал ожидания с кассами и ресторан. Далее, также симметрично, в пониженных частях здания расположены служебные помещения.

Фундамент кирпичный, выступающий цоколь облицован плитами под натуральный камень. Наружные и внутренние капитальные стены выполнены из кирпича, фасады оштукатурены и окрашены в темно-розовый цвет.

Крыша вальмовая, покрытие из металлочерепицы. Оконные проёмы с лучковой перемычкой, заполнение – пластиковые стеклопакеты. Дверные проёмы прямоугольной формы, заполнения – металлические, дверные проёмы северо-восточного и юго-западного фасадов с деревянным заполнением.

Центральная часть здания завершается оригинальными фронтонами с развитым карнизом и окнами, отражающими влияние стиля модерн. Окна фасадов декорированы характерным для железнодорожных сооружений Царицына обрамлением с выступающим замковым камнем.

Интерьеры решены скромно, но достаточно качественно.

В целом здание характерно для сооружений конца XIX века, вместе с тем не повторяет архитектуру других вокзалов и легко узнаваемо, что важно для железнодорожных путей сообщения.

В 1918 году на территории станции Сарепта героически сражались железнодорожники за установление Советской власти в Царицыне, и в здании вокзала размещался Революционный Комитет.

В 1997 году здание вокзала станции Сарепта было включено в список объектов культурного наследия регионального значения дважды: как памятник архитектуры и градостроительства – «Вокзал и станционные сооружения», а также как памятник истории – «Место, где находился Революционный комитет ж/д ст. Сарепта Северо-Кавказской железной дороги и проходили ожесточенные бои за установление Советской власти в г. Царицыне». На здании вокзала установлены две мемориальные доски, посвященные историческим событиям 1918 года. В 2012 году для памятника истории были установлены границы территории.

В комплекс сооружений железнодорожной станции Сарепта также входят: багажное отделение, здание магазина, неподалеку находится водонапорная башня, станционная больница и жилые дома посёлка железнодорожников. Период строительства зданий багажного отделения и магазина датируется также 1896 годом. Все здания построены в одном стиле, характерном для архитектуры гражданских и жилых зданий Саратовской губернии конца XIX – начала XX веков, – эклектики с элементами модерна. Фасады зданий не оштукатурены, с открытой кирпичной кладкой, что подтверждает предположение о том, что станционные сооружения Царицына не были оштукатурены и имели совсем иной облик, чем сегодня.

Будем надеяться, что когда-нибудь фасады зданий Царицынских вокзалов будут очищены от слоёв краски, штукатурки, отреставрированы, и засияют красным цветом царицынского кирпича и белоснежным известковым раствором швов. Тем более, что опыт реставрации исторической кирпичной кладки в Волгограде есть.

 

© Галина Шипилова https://voopiik34.ru/publication/vokzaly-zheleznodorozhnyh-stanczij-tihoreczkoj-linii-vladikavkazskoj-zheleznoj-dorogi/

 

Актуальность информации
Последнее изменение данных об объекте: 30 марта, 2021 в 22:24
Поделитесь этой страницей: