Региональный каталог ОКН

Ж/д вокзал, Камышинский район, г. Камышин, Привокзальная площадь (Комсомольская пл., 1)

Адрес объекта

Российская Федерация, Южный федеральный округ, Волгоградская область, Камышинский район, г. Камышин, пл. Привокзальная/пл. Комсомольская 1
50.092740,45.416068

Основные сведения об объекте

  • Категория
    Памятник архитектуры и градостроительства регионального значения в составе ансамбля "Исторический центр города Камышина"
  • Вид объекта
    Памятник
  • Номер в ЕГРОКН
    ИсторическийцентргородаКамышина
  • Кадастровый номер
    -
  • Собственность
    -
  • Отв. организация
    -
  • Год создания
    1894
  • Автор(ы)
    -
  • Статус охраны
    Охраняется государством
  • Состояние
    Удовлетворительное

Документы по охране объекта

  • Гос. регистрация ОКН
    • -
  • Факт охраны
    • -
  • Предмет охраны
    • -
  • Зоны охраны
    • -
  • Границы территории
    • -
  • Паспорт или охранное обязательство
    • -

Историческая справка

Строительство железной дороги — один из самых масштабных проектов для Камышина. В 1892 году акционерное общество «РязаноУральская железная дорога» обратилось к «обществу города Камышина» с предложением провести в город железную дорогу. Для воплощения проекта в жизнь требовалось провести отчуждение городской земли. 26 ноября 1893 года Министерство путей сообщения и Городская Управа города Камышина приняли совместное решение о строительстве железнодорожной линии по проекту инженеров РязаноУральской железной дороги. РУЖД предложила свой проект, а Городская дума — свой.

После долгих переговоров в июне 1895 года председатель правления РУЖД сообщал саратовскому губернатору князю Мещерскому: «Имею честь известить Ваше Сиятельство, что Камышинская Городская Дума в своём заседании от 3 мая сего года приняла предложение правления о постройке моста и водопровода для города, взамен согласия на строительство железной дороги».

Строительные работы на участке Балашов – Камышин были закончены к сентябрю 1894 года. Тогда же открылось движение на линии Тамбов – Камышин. Для пассажиров вокзал был открыт 18 мая 1894 года. В момент открытия движения по новой железнодорожной ветке с вокзала «Камышин» ежедневно отправлялось два поезда — пассажирский и почтовый. В дальнейшем в полном соответствии с договором в 1896 году РУЖД построило мост (позже получивший название Бородинский), а в 1898 году — городской водопровод. Кстати, улица в Камышине, проходящая вдоль линии Рязанско-Уральской железной дороги, до сих пор называется Рязано-Уральской, что можно видеть на плане Камышина от 30 сентября 1897 года. Он даёт представление о том, как проходили и как назывались камышинские улицы в дореволюционное время.

Железнодорожный вокзал «Камышин» является памятником конца XIX века, частью архитектурного ансамбля, включавшего в себя кроме железнодорожного вокзала (1894 год постройки) водонапорную башню, депо на шесть поездов, домики (поселок) железнодорожников.

Здание построено в стиле «эклектика» с элементами модерна. Автор неизвестен. Строительство вокзала связано с введением в строй железнодорожной станции «Камышин» после постройки ветки Тамбов – Камышин. Исторически здание располагалось в «старой» части города, пришедшей в упадок после того как в начале 18 века «приказал князь Хованский поселиться гражданам на другой стороне речки Камышинки, где и теперь оный город находится. С приходом в Камышин железнодорожной ветки «старая» часть города возрождается. Начинается новый этап её развития. В настоящее время здание железнодорожного вокзала признано специалистами лучшим памятником вокзала «берегового» типа конца 19 века на территории Волгоградской области и является объектом туристского показа как историко-культурный объект «старого» города, памятник архитектуры, градостроительства конца 19 века.

Необычно и интересно архитектурное решение здания вокзала, построенного на склоне одного из Волжских бугров. По этой причине со стороны путей виден только второй этаж, к входным дверям которого ведут три мостика с перилами. На этом этаже расположены билетные кассы, зал ожидания, справочное бюро и другие кабинеты работников вокзала.

На первый же этаж этого великолепного здания можно попасть только с противоположной стороны через парадный же вход с широкой лестницей, со стороны Привокзальной площади. Соединительных лестничных проемов между первым и вторым этажом внутри здания нет. Вокзал был озеленен, рядом располагался сквер, в котором по вечерам играл духовой оркестр.