Вокзал станции Ельшанка
Железнодорожная станция Ельшанка Владикавказской железной дороги была построена в 1896 или в 1897 гг., когда была открыта новая линия Великокняжеская – Ельшанка Тихорецкой линии железной дороги. Здание пассажирского вокзала могло быть построено позднее, к 1899 году, к открытию железнодорожной линии по мосту через реку Царица. В списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, указана дата сооружения – начало XX века.
Станция располагалась в непосредственной близости от хутора Ново-Никольский или Нижняя Ельшанка, небольшого поселения, получившего развитие после строительства купцами П. Р. Максимовым и Д. А. Пастуховым лесопильного завода и судостроительной верфи.
Здание пассажирского вокзала железнодорожной станции Ельшанка расположено в Советском районе Волгограда. Здание одноэтажное, кирпичное, Г-образное в плане, с вальмовой крышей и металлической кровлей. Главный фасад, украшенный ракреповкой и пятигранным эркером с парапетом, ориентирован на пассажирскую платформу. Верхняя часть оконных и дверных проёмов с лучковыми перемычками оформлена выступающим обрамлением с веерным замковым камнем. Стены и цоколь здания оштукатурены и окрашены в бирюзовый цвет с белыми деталями, цоколь окрашен в зелёный цвет. Здание венчает широкий профилированный карниз.
Архитектурный стиль здания вокзала характерен для всех сооружений железнодорожных станций Царицынского уезда – эклектика с влиянием модерна.
В 1997 году здание вокзала включено в список объектов культурного наследия регионального значения – «Железнодорожная станция Ельшанка». В 2015 году для памятника архитектуры и градостроительства установлены границы территории и утверждены зоны охраны.
В 2017 году для памятника архитектуры и градостроительства был утвержден предмет охраны.
©Галина Шипилова https://voopiik34.ru/publication/vokzaly-zheleznodorozhnyh-stanczij-tihoreczkoj-linii-vladikavkazskoj-zheleznoj-dorogi/