Статьи и публикации

Упрощённый порядок - не вседозволенность

Разбираемся, что можно, а что нельзя.

Содержание публикации

 

С 1 сентября 2024 г. будет значительно упрощён порядок проведения работ по ремонту объектов культурного наследия, увековечивающих память о событиях, об участниках и о жертвах Великой Отечественной войны. Давайте разберёмся, что можно, а что нельзя. 

17 апреля 2024 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 19.10.2023г. №507-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 5 Федерального закона «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Благодаря этим изменениям значительно упрощен перечень и порядок проведения работ по ремонту объектов культурного наследия, увековечивающих память о событиях, об участниках и о жертвах Великой Отечественной войны.

Упрощенный порядок процедуры проведения работ перечень работ утвержден приказом Министерства культуры РФ от 20 марта 2024 г. N 509, который вступает в силу с 1 сентября 2024 г. и действует до 1 сентября 2029 г.

Согласно этому приказу работы по ремонту Объекта ВОВ не требуют наличия документов, предусмотренных статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ, и могут проводиться организациями, не имеющими лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия, а в проведении работ по ремонту Объекта ВОВ могут участвовать добровольцы (волонтеры).

Значительно упростилась процедура проведения работ по ремонту Объекта ВОВ, являющегося объектом культурного наследия: лицо, планирующие их выполнение, не позднее, чем за пять рабочих дней до начала работ, в письменной форме уведомляет комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области о проведении работ по ремонту Объекта ВОВ с указанием его адреса (местонахождения), видов работ, сроков их проведения, с приложением фотофиксации его состояния до начала проведения таких работ, а по завершении работ в течение трех рабочих дней после их окончания направляет в комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области отчет, включающий в себя перечень выполненных работ и фотофиксацию состояния Объекта ВОВ после завершения работ.

Перечень работ по ремонту Объекта ВОВ, являющегося объектом культурного наследия, которые могут проводить организациями, не имеющими лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия:

  1. Устранение наклона (крена) объекта ВОВ или его частей.
  2. Обновление надписей без изменения цветовых решений, материалов, стилистики и техники исполнения.
  3. Ремонт оград и их окраска без изменения цветовых решений, материалов, стилистики и техники исполнения.
  4. Ремонт бетонных и железобетонных конструкций, не являющихся несущими и не влияющих на конструктивную целостность Объекта ВОВ, без изменения цветовых решений, материалов, стилистики и техники исполнения.
  5. Замена плит облицовки Объекта ВОВ без изменения цветовых решений, материала и техники исполнения.
  6. Переборка и замена плит мощения Объекта ВОВ.
  7. Заделка сколов, трещин и других дефектов Объекта ВОВ или его элементов и частей.
  8. Окраска ранее окрашенных элементов Объекта ВОВ или его частей без изменения цветовых решений.
  9. Герметизация межблочных швов постаментов и отмосток Объекта ВОВ или его частей.
  10. Гидрофобизация и биоцидная обработка Объекта ВОВ или его частей.
  11. Расчистка Объекта ВОВ или его элементов и частей от лакокрасочных и техногенных загрязнений.

По сути, сельским поселениям, районным и городским муниципалитетам стало возможным собственными силами проводить ремонт объектов ВОВ, являющихся объектами культурного наследия. Однако необходимо иметь в виду следующие особенности.

Пункт 3 упрощенного порядка проведения работ по ремонту объектов культурного наследия, утвержденного приказом Министерства культуры РФ от 20 марта 2024 г. N 509, определяет, что при выполнении работ по ремонту Объекта ВОВ не допускается изменение облика, конструктивных решений и структуры объекта культурного наследия, а также нарушение требований к обеспечению сохранности этого объекта культурного наследия, установленных статьей 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Одним из требований статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ является запрет проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

На сегодняшний день у подавляющего большинства объектов ВОВ, являющихся объектами культурного наследия, предмет охраны определен приказом министерства культуры Волгоградской области от 25 сентября 2013 г. N 01-20/300, согласно которому предметом охраны, в частности, являются мемориальные объекты, связанные с индивидуальным, групповым захоронением, братской могилой, относящимися к объектам культурного наследия регионального значения (планировочное, архитектурно-художественное, конструктивное решение, форма, габариты, материалы), текст мемориальных надписей; малые архитектурные формы и элементы благоустройства, неразрывно связанные с надмогильным сооружением (архитектурно-художественное, конструктивное решение, форма, габариты, материалы); ограждение территории (архитектурно-художественное, конструктивное решение, форма, габариты, материалы); замощение (материалы); система озеленения и зеленые насаждения.

Иначе говоря, нельзя менять планировку, форму, габариты, материалы и текст мемориальных плит с именами, в том числе вносить новые имена, форму, габариты и материалы малых архитектурных форм – вазонов, урн, лавочек и т.п., архитектурно-художественное, конструктивное решение, форму, габариты, материалы ограждения территории, материалы замощения, количество и расположение зеленых насаждений. Фотофиксация всех объектов ВОВ, являющихся объектами культурного наследия, в том числе их предмета охраны, была проведена в 2022 г., любые изменения предмета охраны объекта культурного наследия являются нарушением законодательства РФ и основанием для проведения проверок комитетом государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области и прокуратурой.

Для проведения по упрощенному порядку полноценного ремонта Объекта ВОВ, являющегося объектом культурного наследия, не нарушая при этом законодательство РФ, необходимо провести изменения в предмете охраны объекта, оставив под государственной охраной лишь подлинные материальные особенности объекта, непосредственно связанные с историческим событием, исключив, таким образом, из предмета охраны мемориальные плиты, малые архитектурные формы, ограждение, замощение, зеленые насаждения. При их отсутствии в предмете охраны практически все работы на объектах ВОВ, являющихся объектами культурного наследия, могут проводиться организациями, не имеющими лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия. Следует заметить, что при намерении провести лишь косметический или противоаварийный ремонт без изменения цветовых решений, материалов, стилистики и техники исполнения, предмет охраны можно оставить без изменений.

Волгоградское региональное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры готово оказать лицам, планирующим провести проведение работ по ремонту Объекта ВОВ, любую консультационную и организационную помощь, в том числе работы по уточнению предмета охраны объекта культурного наследия и, в случае необходимости, разработке рабочей и сметной документации.

Мы уверены, что к 90-летнему юбилею победы в Сталинградской битве, благодаря упрощенному порядку проведения работ по ремонту объектов культурного наследия, все братские могилы защитников Сталинграда на территории Волгоградской области можно привести в достойное состояние.

 

 

Приложения

  1. Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (ред. от 19.10.2023)
  2. Приказ Министерства культуры РФ от 20 марта 2024 г. N 509
  3. Приказ Министерства культуры Волгоградской области от 25 сентября 2013 г. № 01-20/300 об утверждении описания особенностей, послуживших основаниями для включения в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации и подлежащих обязательному сохранению предмет охраны) индивидуального, группового захоронения, братской могилы, отнесенных к объектам культурного наследия регионального значения на основании постановления Волгоградской областной думы от 5 июня 1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области»