Ансамбль сооружений Волго — Донского судоходного канала, Волгоград, Красноармейский район
Адрес объекта
Основные сведения об объекте
- КатегорияПамятник архитектуры и градостроительства регионального значения
- Вид объектаАнсамбль
- Номер в ЕГРОКН
- Кадастровый номер-
- Собственность-
- Отв. организация-
- Год создания1952 г.
- Автор(ы)Поляков Л.М.
- Статус охраныОхраняется государством
- СостояниеУдовлетворительное
ОКН в составе ансамбля
Документы по охране объекта
- Гос. регистрация ОКН
- -
- Факт охраны
- Предмет охраны
- Зоны охраны
- Границы территории
- Паспорт или охранное обязательство
- -
Акты ГИКЭ
Историческая справка
В 1948 году Совет Министров СССР утвердил проект Волго-Донского комплекса гидротехнических сооружений, разработанный коллективом Гидропроекта под руководством инженера С.Я. Жука. Строительство Волго-Донского судоходного канала соединило пять морей европейской части России (Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное) в единую глубоководную транспортную систему. Основные работы по строительству ВолгоДонского судоходного канала, Цимлянского гидроузла и оросительных сооружений первой очереди были завершены весной 1952 года — на 2 года раньше установленного срока. За три с половиной года Волго-Донской судоходный канал длиной в 101 км был построен и введен в эксплуатацию вместе с оросительной системой. В строительстве канала было задействовано 700 тысяч наемных рабочих, 236 тысяч советских заключенных и около 100 тысяч военнопленных 26 национальностей. В ходе строительства канала было извлечено 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов. На этой стройке впервые в мире были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 65 м., позволявшие производит бестранспортную разработку грунта.
31 мая 1952 г. между первым и вторым шлюзом произошло историческое соединение Дона и Волги, 27 июля 1952 года состоялось торжественное открытие Волго-Донского судоходного канала. Продольный профиль канала ассиметричен: подъем канала с Волги на водораздел происходит на высоту 88 м., а спуск к Дону — на 44 м. По всей трассе канала размещены гидроузлы технических сооружений. Узлы сооружений волжского склона (всего 9 по количеству шлюзов) выполняют следующие задачи: регулирование горизонтов воды в бьефах между шлюзами; пропуск расходов весенних половодий местных рек, проходящих значительно ранее вскрытия Волги и начала навигации на канале; аккумулирование в бьефах ливневых паводков.
Для создания наиболее выразительного архитектурного ансамбля Волго-Донского судоходного канала был организован конкурс, в котором проект государственной мастерской комитета по делам архитектуры (руководитель Л.М. Поляков) был признан наиболее удачным и вместе с проектом, выполненным коллективом архитекторов Гидропроекта, был положен в основу для окончательного проектного решения архитектурного комплекса. В утвержденном проекте архитектурного комплекса ВолгоДонской водный путь решен как комплекс разнообразных по характеру и назначению сооружений. Общая протяженность канала — 101 км. Из них 45 км проходит по водохранилищам. Глубина — не менее 3,5 м. Трасса канала насчитывает 13 судоходных шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 метров, состоит из 9 однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 метра, состоит из 4 шлюзов такой ж конструкции). Расстояние между шлюзами от 700 м на волжском склоне до 20 км на донском склоне. Канал пересекает три водохранилища — Береславское, Варваровское, Карповское. Кроме того, на канале сооружены 13 плотин, 7 водосбросов и водоспусков, паромные переправы и пристани.
Наземные здания Волго-Донского канала, воздвигнутые на огромной территории протяжением в 300 км, решены как единый архитектурный ансамбль, в который вошло около 100 сооружений. Монументальные формы сооружений символизируют большое народнохозяйственное значение стройки. Идея архитектурного замысла — величие исторических побед советского народа в боях за Царицын и Сталинград — отражена в триумфальных арках, воздвигнутых на водных шлюзах канала, в скульптурных и декоративных элементах зданий шлюзов, а, также, в монументах, обелисках и барельефах, посвященных героям Гражданской и Великой Отечественной войн. Для большинства шлюзов канала принимались типовая компоновка и типовая планировка помещений наземных сооружений, но при этом архитектурному облику каждого шлюза придавался свой индивидуальный характер. Достигалось это средствами архитектурной пластики и разнообразием скульптурных элементов. Все сооружения гидроузлов запроектированы и построены в едином парадно-триумфальном стиле в духе русской классицистической архитектуры с использованием типовых архитектурных деталей.