В 1948 году Совет Министров СССР утвердил проект Волго-Донского комплекса
гидротехнических сооружений, разработанный коллективом Гидропроекта под руководством
инженера С.Я. Жука. Строительство Волго-Донского судоходного канала соединило пять
морей европейской части России (Балтийское, Белое, Каспийское, Азовское и Черное) в
единую глубоководную транспортную систему. Основные работы по строительству ВолгоДонского судоходного канала, Цимлянского гидроузла и оросительных сооружений первой
очереди были завершены весной 1952 года — на 2 года раньше установленного срока. За три с
половиной года Волго-Донской судоходный канал длиной в 101 км был построен и введен в
эксплуатацию вместе с оросительной системой. В строительстве канала было задействовано
700 тысяч наемных рабочих, 236 тысяч советских заключенных и около 100 тысяч
военнопленных 26 национальностей. В ходе строительства канала было извлечено 150
миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было
задействовано 8000 машин и механизмов. На этой стройке впервые в мире были применены
шагающие экскаваторы со стрелой в 65 м., позволявшие производит бестранспортную
разработку грунта.
31 мая 1952 г. между первым и вторым шлюзом произошло историческое соединение
Дона и Волги, 27 июля 1952 года состоялось торжественное открытие Волго-Донского
судоходного канала. Продольный профиль канала ассиметричен: подъем канала с Волги на
водораздел происходит на высоту 88 м., а спуск к Дону — на 44 м.
По всей трассе канала размещены гидроузлы технических сооружений. Узлы
сооружений волжского склона (всего 9 по количеству шлюзов) выполняют следующие
задачи: регулирование горизонтов воды в бьефах между шлюзами; пропуск расходов
весенних половодий местных рек, проходящих значительно ранее вскрытия Волги и начала
навигации на канале; аккумулирование в бьефах ливневых паводков.
Для создания наиболее выразительного архитектурного ансамбля Волго-Донского
судоходного канала был организован конкурс, в котором проект государственной
мастерской комитета по делам архитектуры (руководитель Л.М. Поляков) был признан
наиболее удачным и вместе с проектом, выполненным коллективом архитекторов
Гидропроекта, был положен в основу для окончательного проектного решения
архитектурного комплекса. В утвержденном проекте архитектурного комплекса ВолгоДонской водный путь решен как комплекс разнообразных по характеру и назначению
сооружений. Общая протяженность канала — 101 км. Из них 45 км проходит п
водохранилищам. Глубина — не менее 3,5 м. Трасса канала насчитывает 13 судоходных
шлюзов, разделённых на Волжскую шлюзовую лестницу (высот 88 метров, состоит из 9
однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 метра,
состоит из 4 шлюзов такой ж конструкции). Расстояние между шлюзами от 700 м на
волжском склоне до 20 км на донском склоне. Канал пересекает три водохранилища —
Береславское, Варваровское, Карповское. Кроме того, на канале сооружены 13 плотин, 7
водосбросов и водоспусков, паромные переправы и пристани.
Наземные здания Волго-Донского канала, воздвигнутые на огромной территории
протяжением в 300 км, решены как единый архитектурный ансамбль, в который вошло около
100 сооружений. Монументальные формы сооружений символизируют большое
народнохозяйственное значение стройки. Идея архитектурного замысла — величие
исторических побед советского народа в боях за Царицын и Сталинград — отражена в
триумфальных арках, воздвигнутых на водных шлюзах канала, в скульптурных и
декоративных элементах зданий шлюзов, а, также, в монументах, обелисках и барельефах,
посвященных героям Гражданской и Великой Отечественной войн. Для большинства
шлюзов канала принимались типовая компоновка и типовая планировка помещений
наземных сооружений, но при этом архитектурному облику каждого шлюза придавался свой
индивидуальный характер. Достигалось это средствами архитектурной пластики и
разнообразием скульптурных элементов. Все сооружения гидроузлов запроектированы и
построены в едином парадно-триумфальном стиле в духе русской классицистической
архитектуры с использованием типовых архитектурных деталей.
СПИСОК ЗДАНИЙ, ШЛЮЗОВ, АВАРИЙНО-РЕМОНТНЫХ ЗАГРАЖДЕНИЙ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ
ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
«АНСАМБЛЬ СООРУЖЕНИЙ ВОЛГО-ДОНСКОГО СУДОХОДНОГО КАНАЛА», РАСПОЛОЖЕННОГО ПО АДРЕСУ:
г. Волгоград, Красноармейский район, зона Волго-Донского судоходного канала
На основании приказа от 28 июня 2013 г. N 01-20/217
6 «Шлюз N 6»
7 «Шлюз N 7»
8 «Шлюз N 8»
9 «Шлюз N 9»
10 «Аварийно-ремонтное заграждение N 141»
11 «Шлюз N 10»
12 «Аварийно-ремонтное заграждение N 142»
13 «Шлюз N 11»
14 «Шлюз N 12»
15 «Шлюз N 13»