Региональный каталог ОКН

Братская могила летчиков, погибших в авиакатастрофе в период Сталинградской битвы, Лебяжье

Воинское
захоронение

Адрес объекта

Российская Федерация, Южный федеральный округ, Волгоградская область, Камышинский район, с. Лебяжье, парк
50.170535,45.212971

Основные сведения об объекте

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Номер в ЕГРОКН
    341710833420005
  • Кадастровый номер
    -
  • Собственность
    -
  • Отв. организация
    -
  • Год постройки
    1942 г., 1955 г.
  • Автор(ы)
    -
  • Статус охраны
    Охраняется государством
  • Состояние
    Нет данных

Документы по охране объекта

Историческая справка

Лебяжье — село в Камышинском районе Волгоградской области, административный центр Лебяженского сельского поселения.

С 1928 года в составе Лебяженского сельсовета Камышинского района Камышинского округа (округ ликвидирован в 1934 году) Нижневолжского края[1] (с 1935 года — Сталинградского края, с 1936 года — Сталинградской области, с 1961 года — Волгоградской области)[2].

В ходе Сталинградской битвы, по мнению ряда исследователей, в том числе зарубежных, немецкая авиация потерпела первое сокрушительное поражение. После этого люфтваффе уже не могло добиться того преимущества, которое наблюдалось летом 1942 года. Заметную роль в боях за воздушное превосходство сыграла 8-я воздушная армия (ВА).

В апреле 1942 года Главный штаб Военно-Воздушных Сил предложил Ставке сформировать на основе разобщенных авиационных подразделений воздушные армии (ВА, что имело ряд преимуществ, главное из которых заключалось в централизации управления воздушными силами. Стратегически верное предложение было одобрено высшим руководством страны и в мае 1942 года были сформированы четыре ВА. 11 июня 1942 года ВВС Юго-Западного фронта вместе с прибывшими резервами были преобразованы в 8-ю ВА, командующим которой был назначен тридцатилетний Герой Советского Союза генерал-майор Тимофей Тимофеевич Хрюкин.

В начале Сталинградской битвы гитлеровцы временно имели количественное превосходство в авиации. Шла решительная битва за Сталинград, и фашистская авиация особенно неистовствовала. Советские летчики противопоставили фашистским воздушным пиратам свое мастерство и умение, свою несгибаемую волю к победе. Наши летчики поклялись с гордостью и честью пронести свои боевые знамена сквозь огонь священной освободительной войны до полной победы над врагом. И советские летчики сдержали клятву. В те дни в небе Сталинграда прогремела слава о летчиках-истребителях Чембарове, Пятове, Моторном, Макарове. Они смело врезались в группы фашистских бомбардировщиков, вели ожесточенные воздушные бои с их истребителями прикрытия. Смелые и умелые летчики, они показали себя мастерами таранных ударов[3].

В дни обороны города советская авиация, взаимодействуя со стрелковыми, танковыми и кавалерийскими соединениями, беспощадно истребляла живую силу и технику врага, умело и надежно прикрывала свои войска с воздуха. В небе Сталинграда советские летчики-истребители успешно выполнили стоявшие перед ними задачи. В многочисленных ежедневных воздушных боях они неизменно одерживали победы. Известен, например, факт, когда лишь за один день летчики истребительной части под командованием Героя Советского Союза И. Клещева сбили 34 вражеских бомбардировщика, потеряв при этом только один свой самолет.

Особенно отличились в воздушных боях за Сталинград летчики 102-й краснознаменной авиационной дивизии противовоздушной обороны. Они сбили над Сталинградом 336 вражеских самолетов, из них 216 бомбардировщиков. Этой дивизии присвоено почетное наименование «Сталинградской».

За период грандиозного Сталинградского сражения советские лётчики совершили около 113 тыс. боевых вылетов, уничтожили свыше 4 тысяч боевых и транспортных самолётов противника. В ходе воздушных сражений из состава 8-й армии 203 пилотам присвоено звание Героя Советского Союза.

Трое, воевавших в сталинградском небе лётчиков, — Алексей Алелюхин, Василий Ефремов и Владимир Лавриненков — удостоены такого звания дважды.

Мужественно и умело действовали под Сталинградом летчики-штурмовики. Защитники Сталинграда навсегда запомнили имя летчика-штурмовика комсомольца Виктора Рогальского[4]. Во время штурма танковой колонны противника в самолёт Рогальского попал вражеский снаряд. Загорелся мотор, и у лётчика был единственный выход — воспользоваться парашютом. Но вместо этого пилот направил объятый пламенем самолёт в гущу фашистских танков. Впоследствии подвиг Рогальского повторили 15 лётчиков, в том числе и Иван Веденин.

Известно, что на первом этапе боев за Сталинград штурмовикам приходилось действовать в трудных условиях. Фашистские «мессершмитты», пользуясь временным количественным преимуществом, налетали большими группами, пытаясь воспрепятствовать советским штурмовикам.

Но, несмотря на это, советские штурмовики при поддержке истребителей наносили сокрушительные удары по врагу, помогая советским наземным войскам. Советские воины, защищая Сталинград, стояли насмерть. На помощь им приходили летчики-штурмовики. Грозные «ильюшины» появлялись над немецкими позициями, поражая их бомбами и огнем из пушек и пулеметов. Эскадрильи штурмовиков делали по 3 — 4 боевых вылета в день. Враг нес огромные потери.

Отлично действовали над полем боя советские бомбардировщики. Они метко бомбили вражеские мотомехколонны, артиллерию, блокировали аэродромы. Легкие ночные бомбардировщики точно сбрасывали бомбы на дома, улицы, переулки, указанные им пехотинцами, нередко совершая за ночь по 10 — 11 боевых вылетов.

Потери наших пилотов из-за сравнительно малого боевого опыта были в начале Сталинградской битвы значительны. Однако с конца 1942 года стратегический, тактический перевес постепенно стал складываться в пользу советской авиации. Наши лётчики успешно выполнили задачу по воздушной блокаде 6-й полевой армии Паулюса. Например, тщательно оборудованный нацистами аэродром для приёма транспортных самолётов в Гумраке просуществовал всего лишь считанные дни, да и сама поддержка окруженной группировки противника с воздуха оказалась сорванной.

Именно после Сталинградской битвы советская боевая авиация окрепла, получила перевес.

Опыт Сталинградских боев потребовал внедрения двухместной кабины для Ил-2, усовершенствованного вооружения и оборудования. Значительное боевое применение нашли себе легкие бомбардировщики По-2, которые показали хорошие результаты по прикрытию речных катеров, переправлявших десанты и грузы для 62-й армии через р. Волга. Используя бомбы и пулемет ШКАС, По-2 успешно боролся с зенитной артиллерией, поражал прожектора, транспорт и пехоту противника. В целом, значительно вырос уровень тактической подготовки командного и летного состава, повысилась штурманская, бомбардировочная и огневая подготовка авиачастей

Советские летчики разработали и широко применили множество новых эффективных способов борьбы. Впервые в истории авиации под Сталинградом был применен способ непрерывного огневого воздействия с воздуха на поле боя. Эффект такого воздействия получался исключительный. Эшелонированное появление над полем боя штурмовиков и бомбардировщиков под прикрытием истребителей заставляло немцев прижиматься к земле, прекращать или вести неприцельный огонь.

K числу новых эффективных приемов борьбы следует отнести отлично налаженное управление воздушным боем по радио[5]. В августе 1942 г. под Сталинградом был развернут первый командный пункт по управлению авиацией над полем боя. Спустя некоторое время такие пункты уже появились повсюду.

В ходе контрнаступления под Сталинградом было проведено успешное авиационное наступление на оперативно-стратегическом уровне. Согласно разработанной операции силы 8-й Воздушной Армии наладили четкое взаимодействие с 16-й и 17-й Воздушными Армиями и нанесли массированный удар, что эффективно способствовало продвижению наземных сил в ходе окружения немецких войск. Так называемое «авиационное наступление», разработанное в 8-й Воздушной Армии, в дальнейшем вошло в практику, и стало одной из важных страниц истории военного искусства.

Хорошо налаженное взаимодействие между родами авиации, а также между авиацией и наземными войсками позволило прочно блокировать с воздуха окруженные войска противника[6].

Об успехах воздушной блокады, осуществлявшейся советской авиацией во время контрнаступления, можно судить по такому факту: всего лишь за неделю, с 20 по 26 декабря 1942 года, советские летчики в воздушных боях и на аэродромах уничтожили 176 самолетов противника, в том числе непосредственно в районе Сталинграда 70 вражеских транспортных самолетов.

За время воздушной блокады находившихся в котле фашистских войск советские летчики сбили более 450, а на аэродромах уничтожили и повредили не менее 400 самолетов.

«В битве за Сталинград, — говорилось в сообщении Совинформбюро, — наши Военно-воздушные силы истребили большую часть летчиков лучших немецких эскадр, а затем блестяще осуществили воздушную блокаду окруженных в Сталинграде немецких армий».

По информации райвоенкомата на 2014 год в «Братской могиле летчиков, погибших в авиакатастрофе в период Сталинградской битвы», 1942 г., 1955 г., расположенный по адресу: Волгоградская область, Камышинский район, с. Лебяжье, захоронены 2 советских воина, сержанты Гвасалия Георгий Васильевич и Крылов Алексей Иванович, погибли 15 января 1943 года.

[1] История административно-территориального деления Сталинградского (Нижневолжского) края. 1928—1936 гг.: Справочник / Сост.: Д. В. Буянов, Н. С. Лобчук, С. А. Норицына. — Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2012. — 575 с. — 300 экз.

[2] История административно-территориального деления Волгоградской (Сталинградской) области. 1936—2007 гг.: Справочник. в 3 т. / Сост.: Д. В. Буянов, Т. И. Жданкина, В. М. Кадашова, С. А. Норицына. — Волгоград: Перемена, 2009. — Т. 2.

[3] http://www.airaces.ru/stati/sovetskie-ljotchiki-v-stalingradskojj-bitve.html

[4] http://www.airaces.ru/stati/sovetskie-ljotchiki-v-stalingradskojj-bitve.html

[5] Согласно приказу наркома обороны от 01.01.01 г. была введена в действие инструкция по управлению, оповещению и наведению самолетов по радио, позволившая ускорить его широкое внедрение и применение

[6] http://www.airaces.ru/stati/sovetskie-ljotchiki-v-stalingradskojj-bitve.html