Региональный каталог ОКН

Братская могила советских летчиков, погибших в период Сталинградской битвы, Быковский район, п. Приморск

Воинское
захоронение

Адрес объекта

Российская Федерация, Южный федеральный округ, Волгоградская область, Быковский район, п. Приморск, ул. Горького 18/4
49.267563,45.027312

Основные сведения об объекте

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Номер в ЕГРОКН
    341620726470005
  • Кадастровый номер
    -
  • Собственность
    -
  • Отв. организация
    -
  • Год постройки
    1942 - 1943 гг., 1973 г.
  • Автор(ы)
    -
  • Статус охраны
    Охраняется государством
  • Состояние
    Нет данных

Документы по охране объекта

Историческая справка

Приморск — посёлок в Быковском районе Волгоградской области России, единственный населённый пункт и административный центр Приморского сельского поселения[1].

Образован переселенцами из Горно-Водяного. Новое поселение назвали Водяное, затем, по обилию лугов, Луго-Водяное. После переселения из зоны затопления в 1959 году поселок получил новое название «Приморск»[2].

Решением исполкома Сталинградского областного Совета депутатов трудящихся от 23 сентября 1959 года № 20/472 был зарегистрирован новый населённый пункт Приморск, возникший на территории Луго-Водяновского сельсовета Пролейского района в результате сселения в одно новое место населенных пунктов Луговая Пролейка (большей своей частью), Бирючья Балка, Калмыцкая Балка, Луго-Водяное, Луго-Широкое. Луго-Водяновский сельсовет Пролейского района с центром в посёлке Приморск был переименован в Приморский сельсовет[3]. На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 ноября 1959 года посёлок Приморск был утвержден центром Пролейского района Сталинградской области, Пролейский район переименован в Приморский[4].

Решением исполкома Сталинградского Совета депутатов трудящихся от 08 июля 1961 года № 13/311 § 24 посёлок Приморск Приморского сельсовета Приморского района был отнесен к категории рабочих посёлков, за ним сохранено прежнее название[5].

На основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 01 февраля 1963 года «Об укрупнении сельских районов и изменении подчиненности районов и городов Волгоградской области» и решения исполкома Волгоградского областного Совета депутатов трудящихся от 7 февраля 1963 года № 3/55 территория Приморского района вошла в состав Среднеахтубинского района. Решением исполнительного комитета Волгоградского областного Совета депутатов трудящихся от 18 января 1965 года № 2/35 «Об образовании Быковского, Иловлинского, Киквидзенского, Кумылженского и Светлоярского района Волгоградской области» в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года «Об изменениях в административно-территориальном делении Волгоградской области» за счёт Среднеахтубинского района в Быковский район вошёл в том числе и Приморский поселковый Совет[6].

Постановлением Волгоградской областной Думы от 11 сентября 2003 года № 12/407 рабочий поселок Приморск был преобразован в сельское поселение — посёлок Приморск[7].

С 1961 по 2003 год населённый пункт имел статус посёлка городского типа, а с 1959 по 1963 год — административный центр Приморского района.

В период Великой Отечественной войны территория Быковского района являлась прифронтовой.

В ходе Сталинградской битвы, по мнению ряда исследователей, в том числе зарубежных, немецкая авиация потерпела первое сокрушительное поражение. После этого люфтваффе уже не могло добиться того преимущества, которое наблюдалось летом 1942 г. Заметную роль в боях за воздушное превосходство сыграла 8-я Воздушная Армия (ВА).

В апреле 1942 г. Главный штаб ВВС предложил Ставке сформировать на основе разобщенных авиационных подразделений воздушные армии, что имело ряд преимуществ, главное из которых заключалось в централизации управления воздушными силами. Стратегически верное предложение было одобрено высшим руководством страны и в мае были сформированы четыре воздушные армии (ВА).

11 июня 1942 года ВВС Юго-Западного фронта вместе с прибывшими резервами были преобразованы в 8-ю ВА, командующим которой был назначен тридцатилетний Герой Советского Союза генерал-майор Тимофей Тимофеевич Хрюкин[8]. Молодой командующий имел большой военный опыт: свою первую награду (орден Красного Знамени) он получил за бои в небе Испании, Героем Советского Союза Т. Хрюкин стал в 1939 г. за выполнение заданий в Китае, в советско-финляндской войне его награждают вторым орденом Красного Знамени. В 30 лет он становится генерал-майором авиации, имея на своем счету более 100 боевых вылетов.

Советской авиации в сражении за небо Сталинграда противостояли самолеты 4-го воздушного флота Германии, командующим которого был Вольфрам фон Рихтгофен.

В первое формирование 8-й ВА вошло 10 авиадивизий (около 450 самолетов), в то же время противник имел более чем двукратное превосходство — около 1000 самолетов, из которых только истребителей было 302.

В июле 1942 года армия Хрюкина получила еще 10 истребительных, 9 штурмовых и 3 бомбардировочных авиаполка (около 200 самолетов), однако сил все же не хватало. В такой ситуации советская авиация несла большие потери.

Немецкие истребители (ФВ-189, Me-109, Me-ПО), действуя группами до 12-20 самолетов, сравнительно легко поражали одноместные штурмовики Ил-2, И-16 и британские «Харрикейн». В воздушных боях истребители противника действовали парами, эшелонируясь по высоте и атакуя сверху и в хвост. Огонь противником открывался с дистанции 100-150 м, что обеспечивало точность попадания. Немцами также широко практиковалась «свободная охота», которая заключалась в перехвате и уничтожении отдельных советских самолетов, особенно По-2, заставив последние перейти к полетам в сумерки, ночью и на рассвете.

Советские летчики-истребители не в полной мере были готовы к сражениям со столь серьезным противником. Сказывались отсутствие достаточной летной подготовки и элементарная недисциплинированность[9]. В воздухе пилоты слабо контролировали ситуацию, пренебрегали сигналами с земли и маневром, не было отработано взаимодействие в паре и между парами:

— 28 октября 1942 г. группа из шести Як-1 287-й ИАД, прикрывая советские войска в Сталинграде, вступила в бой с двумя Ме-109Г. Сражение велось скученно, без достаточной осмотрительности, эшелонирования по высоте, команды пункта наведения не выполнялись, в результате чего один Як-1 был сбит[10].

В отличие от немецких асов советские летчики открывали огонь на поражение, в том числе, по бомбардировщикам, с дальних дистанций, что было малоэффективно. Неуверенность в своих силах заставляла истребителей спускаться на высоту до 100 м, теряя при этом инициативу вертикального маневра. Наблюдались недостатки и в действиях бомбардировочно-штурмовой авиации советских ВВС. Командованием 8-й ВА констатировались слабая слетанность, неумение маневрировать, слабая подготовка стрелков и организация взаимодействия огня в группе:

— 13 декабря 1942 г. шесть Пе-2 в сопровождении четырех Як-1 были атакованы шестью Ме-109Г и, несмотря на превосходство, был потерян один Пе-25.

Летом-осенью 1942 г. воздушные бои были настолько кровопролитными, что в среднем авиационный полк отправлялся на переформирование после 2-3 недель боев, штурмовик успевал сделать 10-15 боевых вылетов до того, пока его не собьют. Особенно ожесточенные бои начались в середине июля 1942 года, когда вражеские войска предприняли непосредственную атаку на Сталинград. Немецкие бомбардировщики, ранее подавившие средства ПВО обороняющихся, позволяли себе одиночные атаки целей. В эти дни напряженность в истребительных полках составила 7 вылетов, в штурмовых — 4 вылета на самолет в день.

23 августа 1942 года немецкая авиация совершила сильнейший налет на Сталинград: в этот день было сделано около 2000 самолетовылетов, в результате чего город превратился в руины. В течение сентября 1942 года вражеская авиация предприняла 17,3 тыс. самолетовылетов, достигнув максимальных показателей.

С целью ослабить бомбардировочные удары по войскам в районе Сталинграда была разработана операция по уничтожению самолетов противника на аэродромах западнее города, которая была проведена в конце октября 1942 года в основном силами 8-й ВА при поддержке дальней авиации. В результате удалось значительно снизить активность люфтваффе: если в октябре было насчитано 59 тыс. самолетовылетов противника, то в ноябре 1942 г. их было 31 тыс.[11].

Одновременно с наращиванием военно-воздушных сил под Сталинградом советская авиация стала технически модернизироваться, получать новые боевые машины (Ла-5) и боеприпасы. Согласно приказу Наркома обороны от 01.01.42 г. была введена в действие инструкция по управлению, оповещению и наведению самолетов по радио, позволившая ускорить его широкое внедрение и применение. Летне-осенние оборонительные бои 1942 года дали возможность летчикам накопить опыт ведения воздушных сражений. Заметно обогатилась тактика боя истребителей: утвердились боевые порядки при выполнении определенных задач, была внедрена новая форма ведения атаки при вертикальном маневре, широкое распространение стала получать радиосвязь. О накоплении опыта также свидетельствовало частое обращение истребителей к «свободной охоте». Родилась и целиком оправдала себя новая тактика работы штурмовиков со средней высоты с переходом в пикирование. Подобные действия позволили заметно сократить потери среди штурмовой авиации. К новшествам в ее работе можно было отнести ведение активного оборонительного боя с истребителями противника, перехват штурмовиками бомбардировщиков врага, «свободную охоту» и разведку в немецких тылах.

Опыт Сталинградских боев потребовал внедрения двухместной кабины для Ил-2, усовершенствованного вооружения и оборудования. Значительное боевое применение нашли себе легкие бомбардировщики По-2, которые показали хорошие результаты по прикрытию речных катеров, переправлявших десанты и грузы для 62-й армии через р. Волга. Используя бомбы и пулемет ШКАС, По-2 успешно боролся с зенитной артиллерией, поражал прожектора, транспорт и пехоту противника. В целом, значительно вырос уровень тактической подготовки командного и летного состава, повысилась штурманская, бомбардировочная и огневая подготовка авиачастей. В то же время недостатки в боевой работе советской авиации сохранялись.

Для повышения эффективности боевой работы 8-й ВА много сделал ее командующий генерал-майор Тимофей Тимофеевич Хрюкин. По его приказу впервые под Сталинградом была развернута система пунктов управления авиацией в бою: в наземных войсках располагались авиационные наблюдатели с радиостанциями, которые и корректировали действия самолетов. К его решениям можно также отнести организацию 32 ложных аэродромов, которые периодически бомбила вражеская авиация, формирование из асов 9-го гвардейского и 434-го истребительных полков, чьи летчики стали Героями Советского Союза в боях с элитными вражескими соединениями «Удет» и «Ас-Пик»[12].

В ходе контрнаступления под Сталинградом было проведено успешное авиационное наступление на оперативно-стратегическом уровне. Согласно разработанной операции силы 8-й ВА наладили четкое взаимодействие с 16-й и 17-й воздушными армиями и нанесли массированный удар, что эффективно способствовало продвижению наземных сил в ходе окружения немецких войск. Так называемое «авиационное наступление», разработанное в 8-й ВА, в дальнейшем вошло в практику и стало одной из важных страниц истории военного искусства.

Всего за время Сталинградской битвы части 8-й ВА произвели свыше 55 тыс. боевых вылетов. Летчики участвовали в 1187 воздушных боях, уничтожили более 1850 самолетов, в том числе на аэродромах. Потери самой армии составили около 1400 боевых машин и 1116 летчиков. Храбрость, мужество, самопожертвование солдат и офицеров воздушной армии были по достоинству оценены руководством страны: 25 асов стали Героями Советского Союза. За массовый героизм воинским частям армии присваивались гвардейские звания: их наименование получили 5 дивизий и 15 полков. Кроме того, еще 17 авиаполков, входивших в состав 8-й ВА в разное время в ходе Сталинградской битвы, получили гвардейские знамена, а 1 авиакорпус, 3 дивизии и 8 полков получили почетное наименование «Сталинградских». Сам командир 8-й ВА за умелое и мужественное руководство боевыми действиями подразделения в ходе Сталинградской битвы был награжден орденом Кутузова I степени.

Боевые самолеты 8-ой ВА на разных этапах: Пе-2 , Су-2, Ил-2, ЛаГГ-3,По-2, Як-1, Як-7б, Ла-5, Як-7, Ил-4 ,Ли-2, ПР-5, ПС-7, ПС-35 С,С-2.

К 1942 г. конструкторы значительно увеличили скорость самолетов, взлетный вес, увеличивалась дальность полетов, мощность двигателя, совершенствовались силовые установки. Все это не могло не сказаться на боевой мощи и эффективности воздушных боев советских самолетов во время Сталинградской битвы.

В соответствии с классификацией по профильным категориям, в Сталинградской битве принимали участие: бомбардировщики (Су-2, Ил-4, По-2, Пе-2), истребители (Як-7, Як-1, Як-76, Ла-5, ЛаГГ-3), штурмовики (Ил-2), военно-транспортные (Пр-5, Ли-2, который с 1942 года стали использовать как ночной бомбардировщик), пассажирские (Пс-7, который использовался для перевозки пассажиров и груза, ПС-35С- использовался для переброски солдат, боеприпасов, десантирования парашютистов), санитарные (С-2) самолеты.

Советских воинов, умерших от ран и погибших в боях хоронили в братских могилах.

Захоронение советских бойцов, павших в боях 1942-1943 годов, должно было осуществляться в соответствии с приказом народного комиссара обороны СССР от 15 марта 1941 года № 138 «О порядке погребения погибших военнослужащих офицерского, сержантского и рядового состава». Согласно документу, погребение убитых и умерших от ран должно было производиться в индивидуальных или братских могилах по указанию командира полка. Для могил выбирались лучшие места как в населенных пунктах, так и на прилегающей к ним местности: кладбища, площади, парки, скверы, сады, а вне населенных пунктов — курганы, рощи, перекрестки дорог и т. д. Над могилой следовало размещать любой опознавательный знак, который включал себя имя фамилию и отчество погибшего, а также его годы жизни. Фактически в боевой обстановке данный приказ зачастую не соблюдался. В результате не редки были последующие перезахоронения.

На кладбище села Луго-Водяное Пролейского района Сталинградской области хоронили летчиков 272-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии, погибших в воздушных боях и военнослужащих 821-й БАО.

14 ноября 1942 г. при бомбардировке самолетами противника места дислокации 969-й НБАП погибли зам. командира ст. лейтенант А.А. Ермилов, начальник связи мл. лейтенант П.А. Куров, мастер по вооружению сержант Ю.А. Ожиганов. Тяжелые ранения получили штурман ст. лейтенант И.Т. Локтюхов и стрелок-бомбардир ст. сержант С.С. Романов. Оба направлены в санчасть, но умерли от полученных ранений.

Погибшие 14 ноября 1942 года в результате вражеской бомбардировки мирные жители и военнослужащие были захоронены в селе Луговая Пролейка. В 1962 году, в связи с затоплением территории после строительства Волжской ГЭС, было принято решение о перезахоронении праха погибших в братской могиле на территории вновь образованного поселка Приморск.

По информации на 2014 год в «Братской могиле советских летчиков, погибших в период Сталинградской битвы», 1942-1943 гг., 1973 г., расположенной по адресу: Волгоградская область Быковский район, пос. Приморск, у Дома культуры, захоронено 11 советских военнослужащих. Памятник установлен в 1988 году, представляет собой стелу на постаменте. Мемориальная надпись: «Великие подвиги Ваши бессмертны. Слава о Вас переживет века. Память о Вас навсегда сохранит Родина». У основания стелы установлена мемориальная плита с высеченными фамилиями летчиков. Летчики перезахоронены в апреле 1972 года со старого кладбища, находившегося у пристани на берегу р. Волга.

[1] Статья 2 Закона Волгоградской области от 21.02.2005 № 1010-ОД «Об установлении границ и наделении статусом Быковского района и муниципальных образований в его составе»

[2]Воробьёв, А. В. От Эльтона до Урюпинска (поселения Волгоградской области): [арх. 19 января 2007]. — Волгоград: Станица-2, 2004. — 304 с. — 1000 экз. — ББК У049(2Р-4Во)25я2. — ISBN 5-93567-013-5.

[3] ГУ «ГАВО». Ф. Р–2115. Оп. 6. Ед. хр. 1374. Л. 49. Цит. по: 2.49. Приморский // История административно-территориального деления Волгоградской (Сталинградской) области. 1936—2007 гг.: Справочник. в 3 т. / Сост.: Д. В. Буянов, Т. И. Жданкина, В. М. Кадашова, С. А. Норицына. — Волгоград: Перемена, 2009. — Т. 3. — ISBN 978-5-9846166-8-3.

[4] Указ Президиума ВС РСФСР от 27.11.1959 «Об утверждении районного центра и переименовании Пролейского района Сталинградской области»

[5] ГУ «ГАВО». Ф. Р–2115. Оп. 6. Ед. хр. 1703. Л. 62. Цит. по: 2.49. Приморский // История административно-территориального деления Волгоградской (Сталинградской) области. 1936—2007 гг.: Справочник. в 3 т. / Сост.: Д. В. Буянов, Т. И. Жданкина, В. М. Кадашова, С. А. Норицына. — Волгоград: Перемена, 2009. — Т. 3. — ISBN 978-5-9846166-8-3.

[6] История административно-территориального деления Волгоградской (Сталинградской) области. 1936—2007 гг.: Справочник. в 3 т. / Сост.: Д. В. Буянов, Т. И. Жданкина, В. М. Кадашова, С. А. Норицына. — Волгоград: Перемена, 2009. — Т. 3. — ISBN 978-5-9846166-8-3.

[7] История административно-территориального деления Волгоградской (Сталинградской) области. 1936—2007 гг.: Справочник. в 3 т. / Сост.: Д. В. Буянов, Т. И. Жданкина, В. М. Кадашова, С. А. Норицына. — Волгоград: Перемена, 2009. — Т. 1. — ISBN 978-5-9846166-8-3.

[8] Губин Б.А., Киселев В.Д. Восьмая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1980.

[9] Смирнов, А. Боевая работа советской и немецкой авиации в Великой Отечественной войне. — М.: ACT: ACT МОСКВА: Транзит-книга,

[10] Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 7. — М.: Военное издательство Министерства Вооруженных сил Союза ССР, 1948.

[11] Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып. 7. https://pamyat-naroda.ru/warunit/8+%D0%92%D0%90/ (Журналы боевых действий частей 8 ВА)

[12] Губин Б.А., Киселев В.Д. Восьмая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 8-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1980.