Региональный каталог ОКН

Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, Арчединский лесхоз

Воинское
захоронение

Адрес объекта

Российская Федерация, Южный федеральный округ, Волгоградская область, Фроловский район, п. Арчединского Лесхоза
49.787455,43.458171

Основные сведения об объекте

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Номер в ЕГРОКН
    341711123460005
  • Кадастровый номер
    -
  • Собственность
    -
  • Отв. организация
    -
  • Год постройки
    1942-1943 гг., 1957 г.
  • Автор(ы)
    -
  • Статус охраны
    Охраняется государством
  • Состояние
    Нет данных

Документы по охране объекта

Историческая справка

Посёлок Арчединского Лесхоза расположен во Фроловском районе Волгоградской области России, входит в Ветютневское сельское поселение.

В период Сталинградской битвы в августе 1942 г. на станцию Арчеда прибыли войска из резерва Верховного Главнокомандующего, а также с других фронтов (173, 221, 116,24, 308 – я стрелковые дивизии).

В декабре 1942 г. в целях усиления войск Донского фронта северо-западнее Сталинграда сосредотачиваются части 1-й гвардейской армии под командованием генерал – лейтенанта Р. Я. Малиновского. Разгрузка производилась на станциях Иловля, Арчеда, Калинино, Липки, Качалино, разъездах Тишкин, 536 – й километр.

Во время Сталинградской битвы большой вклад в победу внес Арчединский ж/д узел, руководителем которого в то время был В. Бубнов.

Железная дорога Арчединско — Поворинского направления явилась одной из основных линий, снабжавшей всем необходимым Сталинградский и Донской фронты. Поэтому железнодорожные станции этого направления представляли для врага особый интерес, как важные узлы военных коммуникаций.

Ожесточённой бомбардировке подверглись все станции Арчединского отделения дороги. Однако, под шквалом огня день и ночь ремонтировались железнодорожные пути, не прекращалось движение поездов – железнодорожники были на боевом посту[1].

Вечером 22 июля 1942 года на железнодорожный узел прибыл 228-й полк войск НКВД. На пограничников этого полка возлагалась охрана прифронтовой полосы, частью которой к тому времени был Фроловский район.

После массированной бомбардировки 22 июня 1942 года арчединцы, совместно с бойцами и командирами, восстановили один из путей и в 4 часа утра 23 июля 1942 года в Сталинград вновь пошли поезда. 24 июля в 7 часов 17 минут налёт повторился. Фашисты бомбили станцию. Они буквально забросали зажигательными и фугасными бомбами г. Фролово, хотя здесь не было военных частей. Горели и рушились здания, рвались баки с горючим. Да не только станцию, гитлеровцы бомбили и жилые дома, здания бытового значения.

Большинство организаций и учреждений эвакуировались в хутора Грачи и Терновку. Работники железнодорожных служб, связанные с движением поездов, были переведены на казарменное положение.

На прикреплённые к локомотиву постоянные бригады во главе со старшим машинистом возлагалась ответственность за сохранение паровоза, как государственного имущества оборонного значения. Участие локомотивных бригад в ремонтных работах стало обязательным.

Условия работы требовали максимального сосредоточения в одних руках эксплуатационной работы железнодорожников, ибо это позволяло принимать быстрые решения по организации движения поездов, устранению повреждений устройств пути, сигнализации и связи, содержания подвижного состава. Этим задачам отвечало создание военно-эксплуатационных отделений. На личный состав этих формирований железнодорожников распространялись Устав и Законы Красной Армии.

Военно-эксплуатационное отделение № 122 было создано и на Арчединском отделении дороги. Подчинено оно было Сталинградскому фронту.

Основной эксплуатационной единицей явились созданные по решению НКПС во второй половине 1942 года и прошедшие боевое крещение на Арчединском ходу колонны паровозов особого резерва (ОРКП). Колонна паровозов состояла из роты, в которой было пять паровозов. Паровоз обслуживал взвод во главе со старшим машинистом. Важнейшим поездам присваивались литеры «Г», «К», «А». В колонны входили и вагоны-теплушки, оборудованные под жильё паровозных, кондукторских бригад и поездных вагонных мастеров. В распоряжение колонны выделялись передвижные мастерские., оборудованные в отдельном вагоне.

Многие арчединские паровозные машинисты и их помощники, которые позже были работниками отделения паровозного хозяйства, работали на паровозах ОРКП, указывали профиль пути машинистам колонны, зачастую вместе с ними водили поезда к фронту[2].

В апреле 1942 года начинаются работы на строительстве участка железной дороги Иловля — Камышин. И как только была возведена насыпь и уложены рельсы, 7 августа 1942 года, на участке Иловля — Петров Вал пошли поезда. Этот участок был включён в Арчединское отделение дороги. И если раньше воинские поезда на отделении шли друг за другом: сначала было одностороннее движение: на юг — с грузами, обратно – порожняк, то теперь широкое применение нашло кольцевое движение: Балашов — Поворино — Арчеда — Иловля — Петров Вал — Камышин — Балашов. Таким образом, пропускная способность увеличилась до 40 поездов в сутки. Отпала необходимость в резервных паровозах.

По новой линии только за август и сентябрь 1942 года удалось вывезти из зоны боевых действий 23 тысячи вагонов и 480 паровозов. Позднее, при подготовке контрнаступления для Донского фронта отправлено 154 эшелона с воинскими частями и снабженческими группами.

Через станцию Арчеда проходили эшелоны с беженцами. Во Фролово была остановка для получения питания в столовой. Многие семьи из Украины, Ленинграда оставались здесь. Небольшая группа детей из блокадного Ленинграда была размещена в железнодорожном детском саду. Всего во Фролово находилось более тысячи эвакуированных из различных регионов.

23 марта 1943 года на станцию Арчеда прибыл первый эшелон с детьми сиротами из Сталинграда. К марту 1944 года жители города и района усыновили 158 сирот, из них 65 сталинградских детей.

Для детей погибших фронтовиков в 1943 году недалеко от города в Арчединском лесхозе был открыт детский дом. Сюда привозили сирот из разрушенного бомбежками Сталинграда и других городов России.

Первые месяцы детдом располагался в пионерском лагере в х. Серебряные пруды, а затем его перевели в п. Школьный близ Лесхоза.

Во Фролово базировались 5 эвакогоспиталей и 17 госпиталей располагались в сельских населенных пунктах, в том числе 1 в хуторе Грачи. Частично госпитали создавались на базе местных лечебных учреждений. Они не имели своих транспортных средств. В них наряду с военнослужащими работали и гражданские врачи.

Армейские и фронтовые госпитали являлись полевыми, подвижными. Они имели свой транспорт и палаточный фонд.

Умерших от ран советских воинов хоронили в братских могилах.

По информации райвоенкомата на 2014 год в «Братской могиле советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», 1942-1943 гг., 1957 г., расположенной по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, Фроловский район, п. Арчединского Лесхоза, захоронено 16 известных военнослужащих, памятник установлен в 1957 году.

[1]Архивная справка: с 22 по 31 июля 1942 года на участке Арчединского отделения вражеская авиация совершила 195 налётов, сбросив 1138 бомб (архив МО СССР. Ф. Дон, Фр. 1942, оп.9722, 9, л. 480).

[2] Архивная справка: на Арчединском ходу работали ОРКП № 3, 4 и 10. Они перевезли за август — сентябрь 510 поездов. Работники колонн 232 раз подвергались бомбардировкам с воздуха и десять раз — артиллерийскому обстрелу. Военно-эксплуатационное отделение № 122 на станции Арчеда возглавил Владимир Николаевич Жёлудев, приехавший во Фролово из Лисок, где он работал начальником отделения движения Юго-Восточной железной дороги.