Братская могила железнодорожников и советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы, Калинино

Адрес объекта
geo%3A49.716715%2C43.707562
Российская Федерация, Волгоградская область, Фроловский район, ж/д ст. Калинино

Карточка объекта

  • Категория
    Памятник истории регионального значения
  • Вид объекта
    Памятник
  • Номер в ЕГР ОКН
    341711123310005
  • Год постройки
    1942-1943 гг., 1967 г.
  • Авторы
    Нет данных
  • Статус охраны
    Под охраной государства
  • Сocтояние
    Нет данных
  • Паспорт объекта / охранное обязательство
    Отсутствует

Описание объекта

Историческая справка

Калинино — железнодорожная станция в посёлке Железнодорожный Шуруповского сельского поселения Фроловского района Волгоградской области[1] на ветке Поворино- Волгоград-1. Калинино располагает 4-мя ветками и одной островной прямой платформой. Через станцию проходят два пригородных поезда: Волгоград– Арчеда и Волгоград–Урюпино. Калинино находится между остановками Арчеда и Кустовой.

Железная дорога Арчединско — Поворинского направления явилась одной из основных линий, снабжавшей всем необходимым Сталинградский и Донской фронты. Поэтому железнодорожные станции этого направления представляли для врага особый интерес, как важные узлы военных коммуникаций.

Ожесточённой бомбардировке подверглись все станции Арчединского отделения дороги. Однако, под шквалом огня день и ночь ремонтировались железнодорожные пути, не прекращалось движение поездов – железнодорожники были на боевом посту[2].

В апреле 1942 года начинаются работы на строительстве участка железной дороги Иловля — Камышин. И как только была возведена насыпь и уложены рельсы, 7 августа 1942 года, на участке Иловля — Петров Вал пошли поезда. Этот участок был включён в Арчединское отделение дороги. И если раньше воинские поезда на отделении шли друг за другом: сначала было одностороннее движение: на юг — с грузами, обратно – порожняк, то теперь широкое применение нашло кольцевое движение: Балашов — Поворино — Арчеда — Иловля — Петров Вал — Камышин — Балашов. Таким образом, пропускная способность увеличилась до 40 поездов в сутки. Отпала необходимость в резервных паровозах.

По новой линии только за август и сентябрь 1942 года удалось вывезти из зоны боевых действий 23 тысячи вагонов и 480 паровозов.

В октябре 1942 года объём оперативных перевозок составил для Сталинградского фронта 116 эшелонов, Донского — 127, Юго-Западного — 265 эшелонов. Возросли и снабженческие перевозки. Сталинградскому фронту в октябре было доставлено железнодорожным транспортом вооружения и боеприпасов 3207 вагонов, Донскому — 2983, Юго-Западному — 461 вагон. Тысячи и тысячи железнодорожников делали всё, чтобы защитники волжской твердыни получали всё необходимое, чтобы эшелоны с войсками, техникой, боеприпасами, горючим шли сюда без задержек.

В ноябре 1942 года с началом окружения фашистских войск под Сталинградом положение изменилось. На Юго-Западный фронт железнодорожники привезли 5598 вагонов со снабженческими грузами. Такие масштабы перевозок, резкое изменение вагонопотоков потребовали от железнодорожников чёткой организации перевозок, уменья действовать быстро, оперативно.

19 ноября 1942 года советские войска перешли в контрнаступление и 23 ноября 1942 года сомкнули кольцо вокруг осаждавшей город на Волге 330-тысячной группировки врага.

Немецко-фашистское командование, сосредоточив силы, пыталось деблокировать окружённую группировку, но в результате упорной обороны советских войск на Сталинградском направлении и успешного наступления на среднем Дону эта попытка была сорвана. Важную роль в этом сыграла срочно переброшенная из района Мичуринска, Тамбова и Моршанска 2-я гвардейская армия генерала Р. Я. Малиновского.

Железнодорожники выполнили сложную транспортную операцию: в минимальный срок сформировали, пропустили и выгрузили 165 эшелонов с воинскими соединениями и боевой техникой. Принимали и выгружали эшелоны в первой половине декабря 1942 года на станциях Арчединского отделения — на линии, постоянно подвергавшейся массированным налётам вражеской авиации.

По информации райвоенкомата на 2014 год в «Братской могиле железнодорожников и советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», 1942-1943 гг., 1967 г., расположенного по адресу: Российская Федерация, Волгоградская область, Фроловский район, ж/д ст. Калинино, захоронено 8 известных военнослужащих.

[1] Железнодорожные станции СССР. Справочник. — М.: Транспорт, 1981

[2]Архивная справка: с 22 по 31 июля 1942 года на участке Арчединского отделения вражеская авиация совершила 195 налётов, сбросив 1138 бомб (архив МО СССР. Ф. Дон, Фр. 1942, оп.9722, 9, л. 480).

Актуальность информации
Последнее изменение данных об объекте: 10 февраля, 2023 в 12:24
Поделитесь этой страницей: