Статьи и публикации

Вокзалы железнодорожных станций Тихорецкой линии Владикавказской железной дороги

Содержание публикации

В этом году следует отметить важную для истории Царицына дату — 125 лет со времени строительства железнодорожной станции Бекетовская (1896 г.), вокзалов железнодорожных станций Тихорецкой линии Владикавказской железной дороги в Царицынском уезде (1896-1899 гг.).

Во второй половине XIX века к Царицыну был проведены железные  дороги Волго-Донской (1862 г.) и Грязе-Царицынской (1871 г.) линий, соединившие город с центром России и далее через Рижский порт с Балтийским морем. Царицын превратился в крупный транспортный узел юга России. Тем не менее, до конца века у города не было связи с расположенным южнее Северо-Кавказским регионом, с Новороссийским портом и Чёрным морем.

В 1894 году Царицынская городская дума, узнав о проектировании Акционерным обществом Владикавказской железной дороги линии Царицын-Тихорецк, ходатайствовала перед правительством об устройстве конечной станции новой линии на городских землях, в Зацарицынской части. В итоге здесь, на южной окраине Царицына, разместилась головная станция линии – Царицын-Владикавказский (Волгоград-II).

Железнодорожные станции Тихорецкой линии в Царицынском уезде располагались около крупных населенных пунктов. Всего в южных окрестностях Царицына разместились еще три станции c названиями ближайших поселений. По указателю летнего движения 1898 г. по Царицынско-Тихорецкой железной дороге были расположены следующие станции с показанием вёрст от Царицына: Ельшанская – 6 верст, Бекетовская (до 1899 г. Отрада) – 12, Сарепта – 20

Вокзалы железнодорожных станций Тихорецкой линии Владикавказской железной дороги

С 15 декабря 1896 года пошли рабочие поезда на участке Великокняжеская – Ельшанка Тихорецкой линии железной дороги, с 15 октября 1897 г. открылось регулярное сообщение. Участок Ельшанка – Царицын-Владикавказский был открыт 2 декабря 1897 г. В справочнике «Весь Царицын» 1911 года записано, что в 1897 году было открыто движение по Тихорецко-Царицынской железной дороге.

Следовательно, датой строительства и начала работы станций Бекетовская, Ельшанка и Сарепта можно считать 1896 год, а станции Царицын-Владикавказский – 1897 год. На всех четырёх станциях, являющихся комплексами зданий и сооружений, были построены здания пассажирских вокзалов. Все они имеют историческую, градостроительную и архитектурную ценность для региона и сохраняются как памятники архитектуры и градостроительства.

Вокзал станции Бекетовская

К югу от Царицына находились два крупных села: волостной центр Отрада – бывшее имение знаменитого в XVIII веке вельможи, астраханского губернатора Никиты Афанасьевича Бекетова, и слобода Бекетовка. Оба села были аграрными. Железнодорожная станция была построена примерно в 10 верстах от поселений и  первоначально именовалась Отрада, лишь с 1899 года – Бекетовская.

Вокзалы железнодорожных станций Тихорецкой линии Владикавказской железной дороги

Расположена станция в Кировской районе Волгограда. Здание вокзала главным, юго-западным фасадом ориентировано на 1-й переулок Короленко, вторым, северо-восточным фасадом – на пассажирскую платформу железной дороги. Это одноэтажное, кирпичное, прямоугольное в плане здание, с вальмовой крышей и металлической кровлей. Северная часть здания с отдельной высокой крышей, с фронтонами и характерной для стиля модерн формой. Стены фасадов раскрепованы и декорированы пилястрами, поясками, фризом и карнизом. Верхняя часть оконных и дверных проемов с лучковыми перемычками оформлена выступающим обрамлением с замковым камнем.

Архитектурный стиль здания вокзала характерен для общественных и жилых зданий Саратовской губернии конца XIX – начала XX века – эклектика с элементами модерна. Отделка стен здания сегодня – штукатурка и окраска в два цвета – бирюзовый и белый. Цоколь также оштукатурен и окрашен в серый цвет. С уверенностью можно утверждать, что ни штукатурки, ни окраски на стенах фасадов первоначально не было, так здания этого периода в Саратовской губернии строились из глиняного кирпича с открытой кладкой, с расшивкой швов известковым раствором. Возможно только некоторые элементы декора были оштукатурены, что характерно и для эклектики, и для модерна.

Недалеко от здания вокзала сохранилась водонапорная башня, являющаяся также объектом культурного наследия «Водонапорная башня», и жилые дома, выполненные в аналогичном стиле; фасады всех зданий с открытой кирпичной кладкой.

В 1997 году здание вокзала было включено в список объектов культурного наследия регионального значения – «Железнодорожная станция Бекетовка». В 2014 году для памятника архитектуры и градостроительства был утверждён предмет охраны:

  1. местоположение и градостроительные характеристики: железнодорожная станция «Бекетовка», продольным фасадом параллельно железнодорожной линии;
  2. объёмно-пространственная и планировочная композиция: одноэтажное здание, прямоугольное в плане, габариты и высотные отметки цоколя, карнизов и основного объёма, конфигурация крыши;
  3. габариты, форма, количество и оформление дверных и оконных проемов, осевое расположение;
  4. композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов: простые прямоугольные пилястры, массивные подоконные полочки оконных проемов с лучковым завершением, простые широкие навершия проемов с декором в виде «замка», венчающий карниз слабого выноса с филёнками;
  5. материал капитальных стен: глиняный кирпич на известково-песчаном растворе;
  6. характер отделки фасадов: штукатурный и окрасочный слои;
  7. цветовое решение фасадов, первоначальный колер;
  8. несущие конструкции (фундаменты, стены, перекрытия, стропила), подлинные строительные материалы, работоспособное состояние.

Южнее здания вокзала находится небольшая одноэтажная хозяйственная постройка, выполненная в том же стиле и, вероятно, того же периода строительства.

Тихорецкий вокзал

Здание пассажирского вокзала станции Царицын-Владикавказский (Тихорецкий вокзал) расположилось на окраине Зацарицынской части города и первоначально было небольшим – одноэтажным и деревянным. Фото этого здания сохранилось на открытке г. Царицына. Стены здания вокзала были бревенчатые, прямоугольные окна и двери с наличниками и сандриками. Главный вход оформлял двускатный козырёк с деревянными резными деталями. Крыша здания вокзала была двускатная, с металлической кровлей.

Вокзалы железнодорожных станций Тихорецкой линии Владикавказской железной дороги

Позднее, возможно к 1899 году, к открытию железнодорожной линии, соединяющей станцию с Грязе-Царицынским вокзалом (Волгоград-I) по мосту через реку Царица, было построено кирпичное здание вокзала.

Вокзалы железнодорожных станций Тихорецкой линии Владикавказской железной дороги

Здание вокзала находится на железнодорожной станции Волгоград-II в Ворошиловском районе Волгограда; главным, северо-западным фасадом оно ориентировано на улицу им. Милиционера Буханцева, вторым, юго-восточным фасадом – на пассажирскую платформу железной дороги. Здание двухэтажное, кирпичное, прямоугольное, размером примерно 55×15 м в плане, с вальмовой крышей и металлической кровлей. Оконные проёмы первого этажа с лучковыми перемычками, второго этажа – прямоугольные, верхняя часть оконных и дверных проемов оформлена выступающим обрамлением с веерным замковым камнем. Проем главного входа также с лучковой перемычкой заполнен витражами и остеклёнными дверями, декорирован рустованным наличником. Фасад, обращённый на платформы, оформлен раскреповкой и пилястрами, входы также с витражами и наличниками.

Архитектурный стиль здания характерен для общественных и жилых зданий Саратовской губернии конца XIX – начала XX века – эклектика с элементами модерна. Отделка стен здания сегодня – штукатурка и окраска в два цвета – охра и белый. Цоколь также оштукатурен и окрашен в темно-розовый цвет. С уверенностью можно утверждать, что ни штукатурки, ни окраски на стенах фасадов первоначально не было, так как здания этого периода в Саратовской губернии строились из глиняного кирпича с открытой кладкой, с расшивкой швов известковым раствором. Возможно только некоторые элементы декора были оштукатурены. Сохранилось несколько жилых домов и водонапорная башня конца XIX – начала XX века напротив вокзала – на улицах Милиционера Буханцева и Клубной, все построены в аналогичном стиле с открытой кирпичной кладкой.

В 1997 году здание вокзала было включено в список объектов культурного наследия регионального значения – «Тихорецкий вокзал (ж.д. станция Волгоград-II)». В 2015 году для памятника архитектуры и градостроительства установлены границы территории и утверждены зоны охраны.

Вокзал станции Ельшанская

Железнодорожная станция Ельшанская Владикавказской железной дороги была построена в 1896 или в 1897 гг., когда была открыта новая линия Великокняжеская – Ельшанка Тихорецкой линии железной дороги. Здание пассажирского вокзала могло быть построено позднее, к 1899 году, к открытию железнодорожной линии по мосту через реку Царица. В списке объектов культурного наследия, находящихся на территории Волгоградской области, указана дата сооружения – начало XX века.

Станция располагалась в непосредственной близости от хутора Ново-Никольский или Нижняя Ельшанка, небольшого поселения, получившего развитие после строительства купцами П. Р. Максимовым и Д. А. Пастуховым лесопильного завода и судостроительной верфи.

abc

Здание пассажирского вокзала железнодорожной станции Ельшанская расположено в Советском районе Волгограда. Здание одноэтажное, кирпичное, Г-образное в плане, с вальмовой крышей и металлической кровлей. Главный фасад, украшенный ракреповкой и пятигранным эркером с парапетом, ориентирован на пассажирскую платформу. Верхняя часть оконных и дверных проёмов с лучковыми перемычками оформлена выступающим обрамлением с веерным замковым камнем. Стены и цоколь здания оштукатурены и окрашены в бирюзовый цвет с белыми деталями, цоколь окрашен в зелёный цвет. Здание венчает широкий профилированный карниз.

Архитектурный стиль здания вокзала характерен для всех сооружений железнодорожных станций Царицынского уезда – эклектика с влиянием модерна.

В 1997 году здание вокзала включено в список объектов культурного наследия регионального значения – «Железнодорожная станция Ельшанская». В 2015 году для памятника архитектуры и градостроительства установлены границы территории и утверждены зоны охраны.

В 2017 году для памятника архитектуры и градостроительства был утвержден предмет охраны.

Вокзал станции Сарепта

Самой крупной из всех пригородных станций, расположенных на юге Царицынского уезда, была станция Сарепта; она также, как и другие, находилась в отдалении от одноимённого поселения. Развитие бывшей немецкой колонии в конце XIX века почти остановилось. Размещение железнодорожных станций Бекетовская, Ельшанская и Сарепта рядом с берегом Волги быстро стало превращать их в крупные перевалочные центры. В Сарепте одновременно со строительством железной дороги строился Сарептский порт, главный порт Тихорецкой линии на Волге.

Вокзалы железнодорожных станций Тихорецкой линии Владикавказской железной дороги

Здание вокзала расположено на железнодорожной станции Сарепта, в Красноармейском районе Волгограда. Главный, северо-восточный фасад ориентирован на улицу Арсеньева, юго-западный – на пассажирскую платформу. В настоящее время станция Сарепта, как и станции Волгоград-II, Бекетовская и Ельшанская, входит в состав Приволжской железной дороги АО «РЖД».

В результате историко-архивных и архитектурных исследований, выполненных в 2016 году проектно-изыскательским институтом «Саратовжелдорпроект» в рамках проекта «Капитальный ремонт здания вокзала ст. Ельшанка, здания багажного отделения ст. Ельшанка, здания вокзала ст. Сарепта, здания багажного отделения ст. Сарепта (здание вокзала ст. Сарепта)», установлено:

Здание вокзала представляет собой одноэтажное с подвалом, кирпичное, прямоугольное в плане сооружение, размером 51,2×15 м. Год постройки 1896 г., архитектор, автор проекта не установлен. Главные входы  находятся в центре, в повышенной части здания, подчеркивая вестибюльную группу помещений. По обеим сторонам от вестибюля расположены зал ожидания с кассами и ресторан. Далее, также симметрично, в пониженных частях здания расположены служебные помещения.

Фундамент кирпичный, выступающий цоколь облицован плитами под натуральный камень. Наружные и внутренние капитальные стены выполнены из кирпича, фасады оштукатурены и окрашены в темно-розовый цвет.

Крыша вальмовая, покрытие из металлочерепицы. Оконные проёмы с лучковой перемычкой, заполнение – пластиковые стеклопакеты. Дверные проёмы прямоугольной формы, заполнения – металлические, дверные проёмы северо-восточного и юго-западного фасадов с деревянным заполнением.

Центральная часть здания завершается оригинальными фронтонами с развитым карнизом и окнами, отражающими влияние стиля модерн. Окна фасадов декорированы характерным для железнодорожных сооружений Царицына обрамлением с выступающим замковым камнем.

Интерьеры решены скромно, но достаточно качественно.

В целом здание характерно для сооружений конца XIX века, вместе с тем не повторяет архитектуру других вокзалов и легко узнаваемо, что важно для железнодорожных путей сообщения.

В 1918 году на территории станции Сарепта героически сражались железнодорожники за установление Советской власти в Царицыне, и в здании вокзала размещался Революционный Комитет.

В 1997 году здание вокзала станции Сарепта было включено в список объектов культурного наследия регионального значения дважды: как памятник архитектуры и градостроительства – «Вокзал и станционные сооружения», а также как памятник истории – «Место, где находился Революционный комитет ж/д ст. Сарепта Северо-Кавказской железной дороги и проходили ожесточенные бои за установление Советской власти в г. Царицыне». На здании вокзала установлены две мемориальные доски, посвященные историческим событиям 1918 года. В 2012 году для памятника истории были установлены границы территории.

В комплекс сооружений железнодорожной станции Сарепта также входят: багажное отделение, здание магазина, неподалеку находится водонапорная башня, станционная больница и жилые дома посёлка железнодорожников. Период строительства зданий багажного отделения и магазина датируется также 1896 годом. Все здания построены в одном стиле, характерном для архитектуры гражданских и жилых зданий Саратовской губернии конца XIX – начала XX веков, – эклектики с элементами модерна. Фасады зданий не оштукатурены, с открытой кирпичной кладкой, что подтверждает предположение о том, что станционные сооружения Царицына не были оштукатурены и имели совсем иной облик, чем сегодня.

Будем надеяться, что когда-нибудь фасады зданий Царицынских вокзалов будут очищены от слоёв краски, штукатурки, отреставрированы, и засияют красным цветом царицынского кирпича и белоснежным известковым раствором швов. Тем более, что опыт реставрации исторической кирпичной кладки в Волгограде есть.

— — —

Литература

Акт государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Вокзал и станционные сооружения», 1894-1899 гг. (Здание вокзала ст. Сарепта, общей площадью 562,9 м2) // Волгоградская область. Комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области : официальный портал Волгоградской области, 2020

Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия регионального значения «Железнодорожная станция Ельшанка», нач. XX в., расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, железнодорожная станция Ельшанка : приказ Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от 26.10.2017 № 155 // Официальный интернет-портал правовой информации.

Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Железнодорожная станция Ельшанка» нач. ХХ в., расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, железнодорожная станция Ельшанка, а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон : приказ Комитета культуры Волгоградской области от 01.12.2015 № 01-20/482 // Волгоградская правда. – 2015. – 8 дек. (№ 184). – С. 10.

Об утверждении границ зон охраны</strong> объекта культурного наследия регионального значения «Тихорецкий вокзал (ж. д. станция Волгоград-II)», кон. XIX в., расположенного по адресу: г. Волгоград, Ворошиловский район, ул. Буханцева границы станции, а также требований к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон : приказ Комитета культуры Волгоградской области от 14.10.2015 № 01-20/405 // Волгоградская правда. – 2015. – 27 окт. (№ 166).

Об установлении границ территории объекта культурного наследия регионального значения «Железнодорожная станция Ельшанская», нач. ХХ в., расположенного по адресу: г. Волгоград, Советский район, железнодорожная станция Ельшанка, и правовых режимов использования территории : приказ Комитета культуры Волгоградской области от 02.09.2015 № 01-20/336 // Волгоградская правда. – 2015. – 17 сент. (№ 149). – С. 27.

Об установлении границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Тихорецкий вокзал (ж. д. станция Волгоград-II)», кон. XIX в., расположенного по адресу: г. Волгоград, Ворошиловский район, ул. Буханцева, границы станции, и правового режима использования территории : приказ комитета культуры Волгоградской области от 10.09.2015 № 01-20/362 // Волгоградская правда. – 2015. – 15 сент. (№ 148). – С. 6.

Об утверждении описания особенностей, послуживших основаниями для включения в реестр и подлежащих обязательному сохранению, объекта культурного наследия регионального значения  «Железнодорожная станция Бекетовка», 1896 г., расположенного по адресу: город Волгоград, Кировский район, станция Бекетовка» : приказ Министерства культуры Волгоградской области от 07.05.2014 № 01-20/206 // Волгоградская правда. – 2014. – 21 мая. (№ 88). – С. 9.

Об установлении границы территории объекта культурного наследия регионального значения «Место, где находился Революционный комитет ж. д. ст. Сарепта Северо-Кавказской железной дороги и проходили ожесточённые бои за установление Советской власти в г. Царицыне», 1918 г. и установлении правовых режимов использования территории : приказ Министерства культуры Волгоградской области от 26.11.2012 № 01-20/438 // Волгоградская правда. — 2012. – 26 дек. (№ 244). – С. 19.

О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области : постановление Волгоградской областной Думы от 05.06.1997 № 62/706. Текст редакции от 30.10.2008 // Волгоградская правда. – 2009. – 8 июля (№ 122). – С. 7.

История Сарепты – Красноармейска, 1765-1941 гг. / А. Ю. Баженов, В. Н. Медведев, С. Н. Лосицкий, А. Е. Парфенов; [науч. ред. И. О. Тюменцев]. – Волгоград : [б. и.], 2018 (Ставрополь : тип. «Бюро новостей»). – 194 с. : цв. ил., портр., факс., табл.

Из содерж.: [… в 1893-1894 годах было сооружено временное деревянное здание вокзала Сарепта, в 1895-1896 годах оно было заменено на каменное…]. – С. 123-124.

Весь Царицын : справочник по гор. Царицыну и Царицынскому уезду / Царицын : Типо-литография В. Р. Федоровой, 1911. – С. 97.

Минх А. Н.Словарь Саратовской губернии. Том 1. Вып. 4 / А. Н. Минх. – Аткарск : Аткарская типография, 1902. – С. 1099.

Луночкин А. В. Владикавказская железная дорога и экономическое развитие окрестностей Царицына (конец XIX – начало XX века) / А. В. Луночкин // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 4. — 2010. № 2 (18). – С. 97-99.

Литвинова С. Важный узел / С. Литвинова ; фото авт. // Мой Волгоград. – 2008. – 24 окт. – С. 15 : цв. фот.

Иллюстрации

Карта Царицынского уезда с расположением поселений Ельшанка, Отрада, Сарепта – Изображение // Весь Царицын : справочник по гор. Царицыну и Царицынскому уезду. — Царицын : Типо-литография В. Р. Федоровой, 1911. – Приложение.

Общий вид вокзала станции Бекетовская / фото Н. C. Якимович. — Изображение : электронное // Библиотека им. М. А. Шолохова : блог библиотеки-филиала № 17 им. М. А. Шолохова ВМУК «Централизованная система городских библиотек».

Г. Царицын. Саратовской губ. – Tzaritzine.№ 17. Пассажирский Вокзал Тихорецкой ж. д. : [открытка]. – 1 л. : цв. ил., 14х8,8 см. – Изображение // Архив Евгения Круглова.

Общий вид вокзала станции Волгоград-II / Фото А. Тарасова. [18.05.2010]. – Изображение : электронное // Wikimedia

Общий вид вокзала станции Ельшанская [23.07.2015]. – Изображение : электронное // Wikimedia

Общий вид вокзала станции Сарепта. [18.08.2006]. – Изображение : электронное // Архив Галины Шипиловой.